Вы здесь

АКСЁНОВ Константин Васильевич, иерей (протоиерей?), священномученик КОНСТАНТИН

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Узбекистан
Россия
Туркменистан
Казахстан
Киргизия

Год рождения

1888, 25 февраля.

Место рождения

Ташкент

Происхождение

Сын офицера (по данным [10] сын мещанина-служащего, по данным [8 и 9] сын дворянина).

Национальность

Русский

Образование

1897–1906, Ташкент – оклнчил 5 классов Ташкентской мужской гимназии.

1906–1909, Оренбург – окончил 3 класа духовной семинарии.

По данным [10] обучался в духовной академии.

Семейное положение / родство

Отец Василий Иаковлевич Аксенов, мать Мария Николаевна, сестра Лидия Васильевна, жена: Наталья Степановна, 26 июля1890 г.р., сын Иоанн, 30 марта 1912 г.р., дочь Мария.

Служба / работа / место жительства

1901–1906, Ташкент – прислуживал в гимназмческой церкви, пономарь, чтец.

Рукоположение

1908, 24 мая – посвящен в стихарь.

Служба / работа / место жительства

1909, 9 сентября – 1910, 11 апреля, Оренбургская губ., Челябинский у., с. Островное – псаломщик Свято-Троицкой церкви.

Рукоположение

1910, 11 апреля – епископом Дионисием рукоположен во диакона.

Служба / работа / место жительства

1910,11 апреля – 1910, 23 мая – диакон Покровского Разгуляевского женского монастыря (Александровский р. Оренбургской обл.).

1910, 23 мая – 1911, 9 (3) июля, Оренбургская губ., Оренбургский у., с. Булановка (Буланово Октябрьского р., Оренбургской обл.) – диакон Покровской церкви.

Рукоположение

1911, 9 (3) июля – епископом Феодосием рукоположен во иерея.

Служба / работа / место жительства

1911, 9 июня – Оренбургская губ., Кустанайский у., пос. Елизаветинский (Елизаветинка Тарановского р., Костанайской обл, Казахстан) – священник Казанско-Богородичной церкви, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы, в 1911-1912 учебном году отмечен в числе ревностных.

С 1912, 24 июня  Оренбургская губ., Кустанайский у., пос. Увальный (Увальное Тарановского р., Костанайской обл, Казахстан) – священник; член-соревнователь Общества вспомоществования недостаточным ученикам Оренбургской Духовной семинарии.

До 1914, 29 июля, Туркестанский Край, Сырдарьинская обл., Аулиеатинский у., с. Александровское (ныне – с. Александровка, Московского р-на, Чуйской обл., Киргизия) – священник.

С 1914, 29 июля, Туркестанский Край, Сырдарьинская обл., Чимкентский у., с. Белые Воды (ныне – с. Аксукент Туркестанской обл.)  – псаломщик-священник [16].

1914–1920, Закаспийская обл. (с 1918 – Туркменская обл. Турк АССР), г. Асхабад (с 1919 – Полторацк) – священник церкви св. Креста; свято-Георгиевская церковь (кладбищенская ?) – настоятель.

Репрессии

1920, Полторацк – Особым Отделом выслан в Москву за а/с агитацию.

Места заключения / ссылки

1920, август – 1921, ноябрь – Московская губ.

Служба / работа / место жительства

1921–1922, Полторацк – священник.

1922–1923, Московская губ., Можайский у., с. Карачарово – священник.

Репрессии

Можайск – судился за саботаж по службе (?) [8].

Арест

1923, 16 января – арестован Московсим ГПУ.

3 октября – осуждён Коллегией ГПУ на 3 года заключения в концлагерь.

Обвинение

А/с агитация среди темной и несознательной массы, используя религиозный фанатизм, для чего организовал "Союз жен мироносиц", устраивал ночные службы в церкеви и произносил проповеди, в которых сравнивал настоящее время с Нероновым, призывая верующих сплотиться под ьзнамена креста, для борьбы с дьявольскими наветами, а также вел усиленную агитацию против современной культурной работы.

Осуждение

1923, 30 марта – комиссией НКВД по административным высылкам за а/с агитацию (без указания статьи) приговорен к заключению в Архангельский концлагерь на 3 года.

Места заключения

Соловецкий  лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН) ОГПУ.

Кон. 1924 – 1-е отделениие лагеря («Кремль») [19].

Служба / работа / место жительства

ок. 1926 – 1929, октябрь – Московская обл., Можайский р., с. Карачарово (ныне в Волоколамском р. Московской обл., в составе Осташёвского сельского поселения), священник; с. Мошкино (?) – священник.

Репрессии

Арест

1929, 19 октярбря.

Обвинение

Являясь священником, систематически в течение долгого времени вёл злостную а/с агитацию, направленную к подрыву авторитета Соввласти в глазах населения и главным образом верующих. Для этой цели использовал амвон, с которого произносил проповеджи а/с содержания

Осуждение

1929, 23 ноября – осужден Особым совещанием при Коллегии ОГПУ на высылку в Северный край на 3 года, по ст. 58-10 УК РСФСР.

Места заключения

Не ранее ноября 1929 – 1931 г. Шенкурск, Няндомского округа, Северного края (Архангельской губернии), находился в ссылке. «В ссылках был на работах разного характера и занимался исключительно физическим трудом» [10].

Служба / работа / место жительства

1931, Аулие-Ата (в 1936-1938 – Мирзоян, совр. – Тараз). Служил в госучреждениях [10].

ок. 1934 – Московская обл.

Репрессии

ок. 1934, осуждён на высылку в Казахстан.

 ок. 1934 – Южно-Казахстанская обл., с. Мынарал, находился в ссылке [19].

Служба / работа / место жительства

1935 – Аулие-Ата.

1936, 22 апреля – 10 июля, Воронежская обл., Усманский р-н, с. Боровое, –  священник Покровской церкви, по закрытии церкви оставил приход.

1936 – Мирзоян, работал контролёром на радиоузле, состоял в общении с митрополитом Иосифом (Петровых), совершал нелегальные богослужения, по долгу службы много ездил по ж/д, часто бывал у матери в Токмаке КирССР, после ареста митр. Иосифа перешёл в его дом по ул. Рувимовской, д. 43, где жил вместе с келейницей митр. Иосифа монахиней Марией (Коронатовой).

Репрессии

Арест

1937, 3 октября – арестован Мирзояновским РО НКВД, содержался в городской тюрьме Мирзояна.

Обвинение

Являлся членом контрреволюционной организации митрополита Иосифа (Петровых).

Другие обстоятельства ареста и следственного дела

На допросе 3 октября свою вину отрицал, показаний против других лиц не давал. 11 октября, вероятно под давлением, дал признательные показания в контрреволюционной деятельности, а также написал собственноручные показания, в которых признал антисоветскую деятельность: свою и митрополита Иосифа.

Осуждение

1937, 20 октября – тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорен к расстрелу.

Исполнение приговора

Приведён в исполнение.

Дата смерти

1937, 22 октября.

Реабилитация

1960, 29 декабря – реабилитирован по 1933 г.

1989, 30 мая – Прокуратурой Джамбульской обл. реабилитирован по 1937 г.

2000, 18 января – Прокуратурой Москвы реабилитирован по 1923 г.

2003, 7 апреля – Прокуратурой Москвы реабилитирован по 1929 г.

Канонизация

2000, 13-16 августа – Архиерейским Собором Русской Православной Церкви священник Константин Аксёнов канонизирован как священномученик, представлен Алматинской епархией.

Дни памяти

22 октября (9 октября ст. ст.).

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Первое воскресение, начиная с 07.02. (Первое воскресение, начиная с 25.01. ст. ст.).

Собор новомучеников и исповедников Казахстанских. Первое воскресение, начиная с 16.09. (Первое воскресение, начиная с 03.09. ст. ст.).

Почитание

На колонне в Успенском соборе г. Тараза написана ростовая икона св. священномученика Константина, пресвитера Джамбульского.

Примечания

Версия составителя справки: мученик был расстрелян и погребён в Лисьей Балке.

В материалах следственного дела1937 г. [10], Аксёнов назван протоиереем, в священническом удостоверении 1936 г., подписанном Архиепископом Воронежским Петром, он назван священником. Никаких данных о его возведении в сан протоиерея нет. В этой связи, можно выдвинуть две версии: 1) данные о том, что он был протоиереем, ошибочны; 2) митр. Иосиф (Петровых) мог возвести его в протоиереи.

Иллюстрации

1. Колонна в Успенском соборе г. Тараза с изображением новомучеников Таразских. Верхняя икона – сщмч. Константин.

Источники:

Публикации

1. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.

Документы

2. ГА Оренбургской обл. Ф.177.Оп.1. Д.11034. Лл.62об.-63 [П].

3. ГА Оренбургской обл. Ф.177.Оп.1. Д.1635. Лл.539, 531об., 542 [П].

4. ГА Оренбургской обл. Ф.177.Оп.1. Д.1690. Лл. 42-43 [П].

5. ГА Оренбургской обл. Ф.177.Оп.1. Д.1737. Лл. 54-55 [П].

6. ГА Оренбургской обл. Ф.177.Оп.1. Д.242. Лл. 33-39 [П].

7. ГА Оренбургской обл. Ф.177.Оп.1. Д.274. Лл. 67-68об. [П].

8. ГАРФ. Ф.10035. Оп.1. Д.44440 (Следственное дело 1923 г.) [П].

9. ГАРФ. Ф.10035. Оп.1. Д.50416 (Следственное дело 1929 г.) [П].

10. СГА ИАЦ ДП Жамбылской обл. Ф.11. Д.1990 [П].

11. ОЕВ (Оренбургские епархиальные ведомости. 1912. № 14. – с. 150 [П].

12. ОЕВ. 1913. № 3. – с. 30 (вкладыш) [П].

13. ОЕВ. 1912. № 26-27. – с. 286.

14. ОЕВ. 1914. № 2. – с. 18 [П].

15. ТЕВ (Туркестанские епархиальные ведомости. 1914. № 16. – с. 133 [П].

16. ЦГА РУз. Ф. И-961. Оп.1. Д.1220 (список священников Туркестанской епархии, 1914 г.). Л.166об.-167 [П].

Электронные ресурсы

17. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века» http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITczUfi4fc88fdOqhuu... [П].

18. Виртуальный музей новомучеников и исповедников земли Архангельской  http://arhispovedniki.ru/cardfile/355/ [П].

19. Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке http://www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/54/ [П].

20. Русское православие // Белое духовенство http://ortho-rus.tk/articles/beloe-duhovenstvo-11384.html [П].

Составил справку

Иеромонах Иаков (Воронцов), Председатель Комиссии по канонизации святых Астанайской и Алматинской епархии, Алматы.