Вы здесь

Священномученик ФЕОДОР МАЛЯРОВСКИЙ, пресвитер

День памяти: 
4 сентября (22 августа ст. ст.)
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Первое воскресение, начиная с 07. 02. (Первое воскресение, начиная с 25. 01. ст. ст.)
Собор новомучеников и исповедников Казахстанских. Первое воскресение, начиная с 16.09. (Первое воскресение, начиная с 03.09. ст. ст.)

Фёдор Фёдорович Маляровский родился в 1885 году на станции Ново-Орской Оренбургской губернии в семье священнослужителя. Окончил городское училище. С 1901 по 1905 годы был учителем. Женился. Когда Фёдору было 20 лет, его супруга, Анфиса Михайловна, родила первого сына. Резолюцией Преосвященного Иоакима, епископа Оренбургского и Уральского, от 24 сентября 1905 года Фёдор Фёдорович был назначен псаломщиком в посёлок Лаврентьевский Кустанайского уезда. С августа 1913 года он служил в посёлке Михайловском того же уезда. 6 ноября 1911 года епископ Оренбургский и Тургайский Феодосий рукоположил Феодора во диакона к церкви пос. Михайловского Кустанайского уезда. С февряля 1913 года отец Феодор совершал служение в Казанской Богородичной церкви посёлка Александросвикй того же уезда.

Осенью 1915 года отец Феодор был уволен за штат в свзи с поступлением на Московские пастырско-миссионерские курсы, на которых учился до 1916 года. Был рукоположен во священника. Своё служение в иерейском сане отец Феодор продолжил в Сибири, в Омской епархии, в штат которой был принят в марте 1916 годы.

Семья Маляровских поселилась в селе Андреевском Омского уезда Акмолинской (Омской) области, где отец Феодор служил в церкви и вёл крестьянское хозяйство. Семья имела собственный дом, корову и лошадь. Проживая в Сибири, Маляровские стали очевидцами революционных потрясений. Осенью 1918 года в Омске было сформировано Российское правительство Колчака. Впоследствии во всех анкетах священника Фёдора Маляровского будет написано: «Проживал на подконтрольной белым территории».

После установления Советской власти принимались меры к созданию в сельской местности коллективных хозяйств. Однако население сопротивлялось коллективизации, и к июню 1929 года только 4,5 процента крестьянских дворов Сибири вошло в колхозы [2, с. 5]. В этой связи правительством прилагались усилия к принуждению крестьян вступать в колхозы. Владельцев крепких хозяйств, которых стали называть «кулаками», облагали непосильным налогом, а впоследствии – и вовсе «раскулачивали».

Отца Фёдора арестовали как «кулака». 26 октября 1929 года последовал приговор: по статье 61 за невыполнение плана заключить в исправительно-трудовом доме. Просидел в заключении отец Фёдор 3 месяца. Всё имущество семьи Маляровских конфисковали. К тому времени у отца Фёдора и Анфисы Михайловны было 7 детей. Семья осталась без средств к существованию. Когда в начале 1930 года батюшка освободился из тюрьмы, вместе с супругой и младшими детьми он отправился на юг.

В 1932 году священномученик Феодор с семьёй прибыл в село Гродеково Аулие-Атинского района Южно-Казахстанской области. К этому времени всё сельское духовенство в окрестностях Аулие-Аты было репрессировано. Обосновавшись на новом месте, отец Феодор стал совершать богослужения и требы для местных крестьян. Батюшка вёл большую миссионерскую работу, собрал общину верующих и открыл молитвенный дом. На службы в Гродеково стали съезжаться христиане из Аулие-Аты, окрестных сёл и даже из Киргизии.

Безбожные власти были недовольны активностью священника. Его стали притеснять, обложили непосильным налогом. Некоторое время батюшка был вынужден скрываться. Впоследствии Председатель Сельсовета писал в НКВД, что Маляровский привлекает «своим служением большое количество людей с окрестных сёл, каковые съезжаются во время религиозных праздников, устраивал шествие по селу с религиозной пропагандой» [3, л. 9]. Свидетель обвинения говорил на допросе: «Маляровский в период полевых работ в колхозе организовывал шествие по селу, совершая религиозные обряды, вследствие чего много раз таким путём срывал работу в колхозе. Колхозники, увидя шествие с иконами, бросали работу и следовали за ним. Кроме этого вёл агитацию, чтоб в воскресные дни не работать, что это грех. Маляровский совершал нелегальные крещения на дому у себя, а также по квартирам» [3, л. 20].

По приглашению верующих батюшка много ездил по населённым пунктам. Весной 1936 или 1937 года он был арестован в селе Александровке Кировского района Киргизской ССР, где исполнял требы и крестил по домам. Батюшку продержали в тюрьме несколько дней, а после отпустили.

12 июля 1937 года в Гродеково прибыли сотрудники Мирзояновского РО НКВД. Один сержант закрыл и опечатал молитвенный дом, а другой – арестовал священномученика и произвёл в его доме обыск. Были изъяты: антиминс, богослужебные сосуды, кресты, книги, церковная документация и прочее, всего 31 наименование. Отца Фёдора обвинили в нелегальной религиозной деятельности и в том, что он «вёл контрреволюционную троцкистскую-фашистскую пропаганду».

Вину в антисоветской деятельности священномученик не признал. 31 августа 1937 года Тройка НКВД по Южно-Казахстанской области приговорила священника Фёдора Маляровского к расстрелу. 4 сентября приговор был приведен в исполнение. Отца Фёдора расстреляли и погребли в неизвестной братской могиле.

30 мая 1989 года постановлением Прокурора Джамбульской области Фёдор Фёдорович Маляровский был реабилитирован.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года священномученик Феодор был канонизирован в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Священномученика Феодора почитают верующие в Казахстане и на Оренбуржье. На одной из колонн Успенского собора города Тараза написана его ростовая икона.

 

Автор-составитель иеромонах Иаков (Воронцов)

 

Источники:

1. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.

2. Коллективизация сибирской деревни. Январь-май 1930 г.: Сборник документов. Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2009. – 488 с.

3. СГА ИАЦ ДП Жамбылской обл. Ф. 11. Д. 2031.

4. ОЕВ (Оренбургские епархиальные ведомости). 1905. № 20. – с. 513.

5. ОЕВ. 1911. № 46. – с. 378.

6. ОЕВ. 1913. № 6. – с. 47.

7. ОЕВ. 1914. № 35. – с. 348-349.

8. ОЕВ. 1915. № 47-48. – с. 511-512.