Вы здесь

(Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович), архиепископ, священноисповедник ЛУКА

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Украина
Россия
Узбекистан

Дата рождения

1877, 14 апреля (об этом есть запись в метрических книгах собора г. Керчь; дата 27 апреля, встречающаяся во многих источниках, неверна, хотя сам еп. Лука отмечал свой день рождения 27-го [см. 18])

Место рождения

Таврическая губ., г. Керчь

Происхождение

Сын провизора Феликса Станиславовича (католика) и Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких

Семейное положение

Жена: Анна Ланская (обвенчаны 1904, октябрь); дети: Михаил (1907 г. р.); Елена (1908 г. р.); Алексей (1910 г. р.), Валентин (1913 г. р.).

Образование

1896, г. Киев — окончил 2-ю гимназию

1896 — окончил Киевское художественное училище (Киевскую рисовальную школу [9])

1896, г. Санкт-Петербург — поступил в Академию художеств

Перевелся на юридический факультет Киевского университета, где обучался 1 год

Три недели обучался в художественной школе проф. Книрра в г. Мюнхене, Германия и 1 год обучался живописи в г. Киев

1898–1903 — обучался на медицинском факультет Киевского университета, окончив его с отличием.

Служба / работа / место жительства

1903, г. Киев — хирург-доброволец Киевского лазарета Красного Креста военно-полевого госпиталя.

1904, январь, г. Чита — вместе с лазаретом направлен на фронт Русско-Японской войны, заведующий отделением военно-полевой хирургии.

1904, конец года, г. Симбирск

1905, март – август, Симбирская губ., г. Ардатов — заведующий городской земской больницей

1905, ноябрь, Курская губ., Фатежский у., с. Верхний Любаж — врач в земской больнице

1907, конец года – 1908, Курская губ., г. Фатеж — врач в земской больнице

1908, осень, Москва — экстерн хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

1909, начало года, Саратовская губ., Балашовский у., с. Романовка — главный врач земской больницы, хирург

1910, 25 ноября – 1917, февраль, Владимирская губ., г. Переяславль-Залесский — заведующий городской, фабричной и уездной больницами, безмездный врач больницы Феодоровского женского монастыря Владимирской губ., заведующий госпиталем

1916, Москва — получил степень доктора медицины за диссертацию на тему «О регионарной анестезии второй ветви тройничного нерва»; награждён также премией им. А. Хойнацкого Варшавского университета (в это время находился в эвакуации в Ростове-на-Дону)

1917, март – 1923, г. Ташкент — главный врач (до февраля 1919 г.), консультант-хирург городской больницы

1917–1920 — председатель Союза врачей Ташкента

1918, август — заведующий медицинской школой (до 20.03.1919), преподаватель нормальной анатомии

С 1918 — организатор и председатель Туркестанского религиозно-просветительского братства. Выступал с беседами о толковании Священного Писания

1919–1921, первое полугодие — консультант-хирург в больнице им. Полторацкого

Арест

1919, начало года — арестован за оказание помощи тяжелораненому казачьему есаулу В. Т. Комарчеву. В тот же день отпущен благодаря заступничеству бывшего пациента

Семейное положение

1919, 13 ноября [9] — овдовел

Служба / работа / место жительства

1920–1923, 5 июня — профессор, зав. кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии Ташкентского университета. Один из инициаторов создания Ташкентского государственного университета

Рукоположение

1920, конец года — посвящен в чтеца, певца, иподиакона

1921, 7 февраля — рукоположён еп. Иннокентием (Пустынским) в сан диакона

1921, 15 февраля — рукоположён им же в сан священника

Служба / работа / место жительства

1921, февраль – 1923, май — 4-й иерей (затем протоиерей) Ташкентского кафедрального собора; исполнял обязанности проповедника. Священническое служение сочетал с чтением лекций в университете и работой хирурга

1923, февраль — один из организаторов «Союза православных приходов Туркестана», возглавил управление епархиальными делами вместе с прот. Михаилом Андреевым после того, как архиеп. Иннокентий покинул Ташкент. Боролся с обновленчеством

Рукоположение

1923, апрель, г. Ташкент — тайно пострижен в монашество еп. Андреем (Ухтомским)

1923, 31 мая, г. Педжикент — рукоположён во епископа Барнаульского; тайная хиротония совершена по благословению еп. Андрея (Ухтомского) ссыльными еп. Даниилом (Троицким) и Василием (Зуммером) в Никольского храма. В управление Барнаульской епархией не вступал

1923, лето – 1927, не позднее сентября — епископ Ташкентский и Туркестанский. С 09.06.1923 г. по 08.02. 1926 г. епархией не управлял, находясь в тюрьмах и ссылках; в октябре 1923 г. в официальных документах канцелярии Патриарха числился как «бывший Туркестанский» [3а]

Арест

1923, 10 июня, г. Ташкент — вместе с еп. Андреем (Ухтомским) и прот. Михаилом Андреевым заключён в следственный изолятор ГПУ.

Обвинение

«1. Невыполнение распоряжений местной власти — продолжение существования союза приходов, признанного местной властью незаконным;

2. Агитация в помощь международной буржуазии — распространение обращения патриарха Сербии, Хорватии и Словенского королевства Лазаря, говорящего о насильственном свержении патриарха Тихона и призывающее поминать в Королевстве Сербии всех «пострадавших» и «принявших муки» контрреволюционеров;

3. Распространение ложных слухов и непроверенных сведений союзом приходов, дискредитирующих Советскую власть — внушение массам якобы неправильного осуждения патриарха Тихона;

4. Возбуждение масс к сопротивлению постановлениям Советской власти — рассылкой воззваний союзом приходов;

5. Присвоение незаконно существующему союзу приходов административных и публично правовых функций — назначение и смещение священников, административное управление церквями».

Арест

1923, 9 июля — освобождён под подписку о выезде на следующий день в Москву

1923, первая половина июля, Москва — заключён в Бутырскую тюрьму, освобождён под подписку о невыезде из Москвы

1923, Москва ул. Новая Басманная д. 18 — служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший признал тайную хиротонию епископа Луки законной, утвердил его назначение на Ташкентскую кафедру, разрешил совмещать архиерейское служение с хирургической практикой.

1923, октябрь — заключён в Лубянскую тюрьму, затем переведён в Бутырскую.

Осуждение

1923, 24 октября — комиссией НКВД по административным ссылкам по ст. 63, 70, 73, 83, 123 УК Уз. ССР приговорён к 3 годам ссылки в Нарымский край. (Согласно ист. [7], арестован 26 октября, приговорён к 2 годам).

Исполнение приговора

1923, 2 ноября — переведён в пересыльный пункт Таганской тюрьмы пешком с большой партией арестантов.

1923, 9 декабря (?) — отправлен этапом в Красноярский край с остановками в тюрьмах городов Омск, Тюмень, Новосибирск, Красноярск

1924, 18 января – 1925 — находился в ссылке в Красноярском крае: г. Енисейск, с. Хая (март – май 1924 г.); вновь Енисейск, г. Туруханск (23.08-07.12.1924 г.); станок Плахино (на р. Енисей, 230 верст за Полярным Кругом, январь – март 1925 г.); вновь г. Туруханск (с 07.04.1925 г.). Служил на дому, рукополагал и совершал постриги, проповедовал против обновленчества. Работал врачом в местных больницах и принимал больных на дому

1925, 20 ноября — получил решение об освобождении.

Служба / работа / место жительства

1926, 8 февраля – 1931, г. Ташкент [9, 16]

1926, начало февраля [4] — вступил в управление Туркестанской епархией. Служил в Сергиевском храме, продолжал быть частно практикующим врачом

1926, ноябрь — митр. Сергием (Страгородским) назначен епископом Рыльским, викарием Курской епархии; назначение не принял

1927, сентябрь (?) — назначен епископом Ижевским; назначение не принял

1927, 5 октября — назначен епископом Елецким; назначение не принял [16]

1927, 11 ноября (?) — уволен на покой по прошению

Арест

1930, 6 мая, г. Ташкент — заключён в тюрьму

Обвинение

Обвинен по сфабрикованному делу о самоубийце профессоре И. Михайловском, якобы убитом его «суеверной» женой, имевшей сговор с Войно-Ясенецким, чтобы не допустить «выдающегося открытия, подрывающего основы мировых религий». Объяснял свой арест ошибками местных чекистов и из тюрьмы писал руководителям ОГПУ с просьбами выслать его в сельскую местность Средней Азии, затем — с просьбой выслать из страны. В качестве аргументов в пользу своего освобождения и отправки в ссылку он писал о скорой возможности публикации «Очерков гнойной хирургии», которые пошли бы на пользу советской науке, и предлагал основать клинику гнойной хирургии. Следствие безуспешно добивалось, чтобы епископ отрекся от веры. В тюрьме дважды объявлял голодовку. Обвинения в «укрывательстве убийцы» и в прочем не признал

Осуждение

1931, 15 мая — Особым совещанием при Коллегии ОГПУ по ст. 10-14, 186-1 УК Узбекской ССР приговорён к 3 годам ссылки в Северный край.

Исполнение приговора

1931, август, Северный край, г. Котлас — работал в больнице пересыльного лагеря «Макариха»

1931, конец года – 1933, г. Архангельск — хирург в амбулатории, врачевал и на дому

Служба / работа / место жительства

1933, ноябрь — освобождён, выехал в Москву. Предложение митрополита Сергия (Страгородского) занять свободную кафедру не принял. Затем уехал в г. Феодосия, позже вернулся в г. Архангельск

1933, конец года (?) –1934, г. Андижан — консультант при больнице.

1934, октябрь – 1937, г. Ташкент — заведующий гнойным хирургическим отделением Института неотложной помощи Ташкента, хирург, читал лекции.

1934, август – сентябрь, Москва — лечение в клинике; из-за болезни ослеп на левый глаз.

1935–1937, г. Ташкент — профессор Института усовершенствования врачей.

1936, 13 февраля — наркомат здравоохранения Узбекской ССР утвердил степень доктора медицинских наук с учетом 27 лет хирургической работы

Арест

1937, 24 июля, г. Ташкент — заключён во внутреннюю тюрьму УГБ НКВД Узбекской ССР.

1938, начало года, г. Ташкент — переведён в центральную областную тюрьму (7-я камера 2-го тюремного корпуса) [9]

Обвинение

Создание «контрреволюционной церковно-монашеской организации», проповедовавшей следующие идеи: недовольство советской властью и проводимой ею политикой, контрреволюционные взгляды на внутреннее и внешнее положение СССР, клеветнические взгляды на РКП(б) и Иосифа Сталина, пораженческие взгляды в отношении СССР в предстоящей войне с Германией, указывание на скорое падение СССР».

Арестован вместе с Туркестанским епископом Борисом (Шипулиным), архимандритом Валентином (Ляходским), священниками Михаилом Андреевым, Венедиктом Багрянским, диаконом Иваном Середой и др. Кроме епископа Луки все они признались в контрреволюционной деятельности, дали показания о существовании контрреволюционной организации и планах по созданию сети контрреволюционных групп при церковных общинах, а также некоторые из них — о «вредительской деятельности Войно-Ясенецкого --– убийствах пациентов на операционном столе» и шпионаже в пользу иностранных государств.

Несмотря на длительные допросы, епископ Лука отказывался признаваться в членстве в контрреволюционной организации и называть имена «заговорщиков». Он объявил голодовку, продлившуюся 18 суток.

Один из допросов длился с 23 ноября до 5 декабря 1937 года. Этот «конвейер», когда подследственному не дают спать, вызвал у него изнеможение и галлюцинации, вследствие ченго он подписал протокол с признанием в участии в «контрреволюционной нелегальной организации» [6]. От признания сразу же письменно отказался. 7 декабря 1937 года был составлен акт, в котором говорилось, что «обвиняемый Войно-Ясенецкий отказался от дачи дальнейших показаний, возводя при этом клевету на органы НКВД» (сообщал в своих ходатайствах высшим органам власти о беззакониях и пытках во время следствия).

Уголовное дело о группе туркестанского духовенства было возвращено из Москвы на доследование; материалы в отношении епископа Луки выделены в отдельное уголовное производство.

Осуждение

1939, май — вынесено постановление: «…вследствие того, что основные свидетели по данному делу […] в 1937–1938 годах осуждены к высшей мере наказания, настоящее дело для слушания в Военный трибунал направлено быть не может […] следственное дело […] направить для разбора на особое совещание при НКВД СССР».

1940, 13 февраля — Особым совещанием при НКВД СССР приговорён к 3 годам высылки в Красноярский край

Исполнение приговора

1940–1941, Красноярский край, с. Большая Мурта — хирург в больнице. По разрешению властей выезжал в г. Томск для работы в библиотеке медицинского факультета

После 1941, июнь — просил власти «прервать ссылку и направить в госпиталь» в связи с началом Великой Отечественной войны, обещая вернуться в ссылку по окончании войны

Служба / работа / место жительства

1941, июль – 1942, г. Красноярск — главный хирург эвакуационного госпиталя № 1515

С октября 1941 — консультант всех городских госпиталей

1942, декабрь (?) — возведен в сан архиепископа

1942, 27 декабря – 1944, январь — архиепископ Красноярский и Енисейский. С архиерейским служением совмещал лечение раненых.

1943, сентябрь, Москва — член Поместного Собора. Назначен постоянным членом Св. Синода, не смог исполнять должность из-за крайней занятости лечением раненых

1943, декабрь — назначен на новоучреждённую Владимирскую кафедру [16а]. В управление епархией не вступил

1944, февраль, г. Тамбов — переехал в связи с перемещением военного госпиталя

1944, февраль – 1946, май — архиепископ Тамбовский и Мичуринский. Совмещал церковное служение с работой в госпитале № 1414

Награды

1945, февраль — право ношения бриллиантового креста на клобуке

1945, декабрь — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»

1946, 26 января — Сталинская премия I степени «за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах “Очерки гнойной хирургии” […] и “Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов”[…]». Из денежного вознаграждения в 200 тыс. руб. пожертвовал 130 тыс. на помощь детям, пострадавшим от последствий войны

1946, 5 апреля – 1961, июнь, г. Симферополь — архиепископ Крымский и Симферопольский.

С 1947, начало года — консультант Симферопольского военного госпиталя, проводил показательные операции, читал лекции для практических врачей Крымской обл.

1955 — полностью ослеп, оставил хирургию

1957, 11 января — избран почетным членом Московской духовной академии

Дата смерти

1961, 11 июня, г. Симферополь — скончался. Похоронен на Первом Симферопольском кладбище в ограде храма Всех Святых.

Реабилитация

2000, 12 апреля — полностью реабилитирован Генеральной прокуратурой РФ

Канонизация

1995, 22 ноября — Священным Синодом Украинской Православной Церкви причислен к лику местночтимых святых в чине святителя

1996, 17–20 марта — обретение св. мощей и перенесение в Сиферопольский Свято-Троицкий собор

2000, 20 августа — Архиерейский Собор Русской Православной Церкви по представлению Красноярской и Крымской епархий внес имя свт. Луки в список святых новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

День памяти

11 июня (29 мая ст. ст.) — день блаженной кончины.

18 марта (5 марта ст. ст.) — день обретения мощей.

Также совершается память в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архангельских, Воронежских, Красноярских, Крымских, Курских, Ростово-Ярославских святых.

Почитание

В документальном фильме, созданном при участии игумена греческого монастыря Преображения Господня архим. Нектария, рассказывается о многочиленных чудесах, происшедших по молитвам крымского чудотворца. Особенно сильно почитание святителя в Греции

Источники:

Документы

1. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 76. Л. 29.

2. ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 82.

3. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г.

3а. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 212. Л. 332: Д. 218. Л. 331.

4. ЦГА РУз. Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 38. Л. 6 об.

Литература

5. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.750, 809, 979.

6. Веденеев Д. Атеисты в мундирах. Советские спецслужбы и религиозная сфера Украины. М.: Алгоритм, 2016. С. 401–402.

7. Православная энциклопедия. Т. 41. С. 598–607.

7а. Дамаскин (Орловский), архим. Житие священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симыеропольского и Крымского. Козельск, 2019.

8. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. Тверь. 2007. С. 272–386.

9. Жукова Л. Чтобы взлететь, птица должна быть гордой. Ташкентский период в тернистом пути архиепископа Луки — профессора хирургии В.Ф. Войно-Ясенецкого (март 1917 – март 1940).

10. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник / Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 299.

11. Их страданиями очистится Русь. М., 1996. С. 69.

12. Крымская епархия в документах свт. Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов, 1946–1961: Сб. документов / Сост.: прот. Н. Доненко, Р. А. Замтарадзе, С. Б. Филимонов. Симферополь, 2015.

13. Кожевников С. Красноярский период (1941–1944) жизни и деятельности святителя Луки (хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого). Красноярск, 2020.

14. Лисичкин В. Крестный путь Святителя Луки. Подлинные документы из архивов КГБ. М., 2001.

15. Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф.), архиеп. «Я полюбил страдание…»: Автобиография. М.: Русский Хронограф, 1995.

16. Озмитель Е. Архиерей-послушник для Туркестанской епархии (к вопросу о назначении митрополита Никандра (Феноменова) на Ташкентскую кафедру в 1927 году) // Вестник ПСТГУ. 2020.

16а. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны: 1941–1945 гг. Сборник документов. М., 2009. С. 265–266.

Электронные ресурсы

17. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века». http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans

18. Дом Сестринского Ухода святителя Луки Войно-Ясенецкого». http://sluzhenie.tomsk.ru/?p=20256&#062

19. Древо. Открытая православная энциклопедия. https://drevo-info.ru/articles/10472.html

20. Жертвы политического террора в СССР. https://base.memo.ru/person/show/2151010

Составила справку

Озмитель Е. Е., церковный историк Бишкекской епархии (Киргизия), ст. н. сотрудник ПСТГУ (Россия)