Вы здесь

(Ухтомский Александр Алексеевич), архиепископ, священномученик АНДРЕЙ

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Россия
Абхазия
Узбекистан
Казахстан

Дата рождения

1872, 26 декабря

Место рождения

Ярославская губ., Рыбинский у., Арефинская волость, имение Вослома

Происхождение

Родился в княжеской семье отставного мичмана Алексея Николаевича Ухтомского и его жены Антонины Федоровны (урожд. Анфимовой)

Брат: Алексей Алексеевич Ухтомский (единоверческий иеромонах Алипий; 1875-1942), кандидат богословия, магистр физиологии и зоологии, действительный член АН СССР

Образование

1887 –– окончил 5 классов Рыбинской классической гимназии

1887–1891 –– обучался в Нижегородском кадетском корпусе

1891–1895 –– обучался в Московской духовной академии, окончив со степенью кандидата богословия за сочинение на тему «О гневе Божием»

Работа/место жительства

1895, 9 ноября – 1897, г. Казань –– преподаватель русского языка в Казанском духовном училище

Рукоположение

1895, 2 декабря –– пострижен в монашество архиепископом Казанским Владимиром (Петровым)

1895, 5 декабря, г. Казань –– рукоположён во иеродиакона в кафедральном Благовещенском соборе

1895, 6 декабря –– рукоположён во иеромонаха к Казанскому архиерейскому дому (функционировал на правах монастыря)

Служба / работа / место жительства

1897–1899, Терская обл., с. Ардон  (ныне Республика Северная Осетия-Алания) –– инспектор Александровской миссионерской семинарии,  член Ардонского отделения Владикавказского епархиального училищного совета

Награды

1899, 6 августа, г. Казань –– возведён в сан архимандрита в Спасо-Преображенском монастыре архиепископом Казанским и Свияжским Арсением (Брянцевым)

Служба / работа / место жительства

1899–1907, 4 октября, г. Казань –– наблюдатель Казанских миссионерских курсов, наместник Казанского Спасо-Преображенского монастыря 

1901–1907 — член комитета Казанского общества трезвости

Награды

1903 — наперсный крест

Служба / работа / место жительства

1905 –– основал Общество христианской взаимопомощи для охранения православных от «иноверной кабалы», участвовал в деятельности Казанского отдела Русского собрания

Рукоположение

1907, 4 октября, г. Казань –– рукоположён во епископа Мамадышского; хиротонию совершали  архиепископ Казанский Димитрий, епископ Нижегородский Назарий (Кириллов) и епископ Пензенский Митрофан (Симашкевич) в Благовещенском кафедральном соборе

Служба / работа / место жительства

1907, октябрь – 1911, июль, г. Казань –– епископ Мамадышский, 3-й викарий Казанской епархии, заведующий Казанскими миссионерскими курсами, настоятель Трехсвятительского крещено-татарского скита при Казанском Спасо-Преображенском монастыре, настоятель Покровской просветительной крещено-татарской общины, председатель Совета Братства святителя Гурия, председатель кружка сестер-сотрудниц Братства святителя Гурия (с 1908 г.), председатель педагогического совета Казанских женских богословских курсов, редактор (впоследствии – редактор-издатель) миссионерского журнала «Сотрудник Братства святителя Гурия» (г. Казань, с 1911 года — «Сотрудник Приволжской миссии»), товарищ председателя Миссионерского съезда, основатель и председатель Восточнорусского культурно-просветительского общества (с 1910 г.).

Награды

1909 –– орден св. Владимира III ст.

Служба / работа / место жительства

С 1911, 25 июля – 1913, г. Сухум (г. Сухуми, Абхазия) –– епископ Сухумский, занимался христианизацией местных народов

1912 –– возродил Сухумскую церковно-археологическую комиссию, основал первый в Сухумской епархии печатный церковно-миссионерский журнал «Сотрудник Закавказской миссии»

С 1913, 22 декабря – 1922, декабрь –– епископ Уфимский и Мензелинский

До 1917 –– председатель Восточно-культурного просветительского общества

1915 –– награжден орденом св. Владимира II ст.

1916, лето –– ввёл практику избрания духовенства в приходах Уфимской епархии по «Правилам для избрания настоятелей храмов Божиих»

Основал журнал «Заволжский летописец»

1917, весна –– осуществил приходскую реформу с введением выборности всего духовенства и приходского самоуправления

1917, март –– совершил миссионерскую поездку в Петроград, прифронтовую полосу рядом с г. Двинском (ныне Даугавпилс, Литва), в Ригу (Латвия): служил и проповедовал в войсках

1917, 14 апреля –– включён в новый состав Св. Синода, член Предсоборного Совета

1917 — делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян, председатель II Всероссийского единоверческого съезда, участник Собора старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии, член Поместного Собора Православной Российской Церкви (участвовал в 1-й сессии, член III, V, IX, X отделов)

1917, осень –– кандидат в члены Учредительного собрания

1918 –– отлучил от Св. Причастия грабителей чужих имений

1918, ноябрь, г. Томск –– участник сибирского Соборного церковного совещания; избран членом Высшего временного церковного управления Сибири

1918, конец года – 1919, г. Томск –– руководил духовенством 3-й армии А.В. Колчака

1919, январь –– избран епископом для единоверцев с. Сатки Уфимской епархии (заочно, с оставлением за собой прежней кафедры)

Арест

С 1919, 28 декабря –– состоял под следствием в Омской ЧК

1920, 20 февраля, г. Новониколаевск (ныне Новосибирск) –– заключён под стражу за «участие в колчаковском ВЦУ»

1920, 8 марта–ноябрь, г. Томск –– содержался в тюрьме

1920, осень –– выступил с заявлением о лояльности по отношению к Советской власти и просьбой об освобождении, в котором «раскаивался в прежних нападках на советскую власть за ее декрет об отделении Церкви от государства»

1920, ноябрь –– амнистирован и освобождён, направлен в Уфу «под надзор верующих»

Служба / работа / место жительства

1920, конец года – 1921, февраль, г. Уфа  –– епископ Уфимский,  организовал Уфимское братство

Арест

1921, 28 февраля, г. Омск –– арестован Омской ГубЧК
1921, март–октябрь –– содержался в тюрьме г. Омска

1921, 1 ноября –– отправлен этапом в Москву

1921, 5 ноября–1922, 8 августа –– содержался во внутренней тюрьме ГПУ (Лубянская тюрьма) в Москве

Обвинение

«Поизнесение проповеди, в которой призывал крестьян организовываться в крестьянские союзы»

В тюрьме заболел туберкулезом легких, выпущен на свободу для лечения; лечился в частной больнице в Рогожско-Симоновском районе [Гринберг, с. 74]

Служба / работа / место жительства

1922, Москва –– находился на лечении в частной клинике

1921, декабрь –– назначен епископом Томским по указу Св. Патриарха Тихона; на кафедру не последовал (возможно, из-за ареста)

Возможно, после окончания лечения заключён в Бутырскую тюрьму

1922, август –– дело прекращено Московским ревтрибуналом «за недостатком улик»

1922, 3 ноября –– вернулся в г. Уфу

1922, 14 ноября – 1923, начало года, г. Уфа –– временно управляющий автономной Уфимской епархией по избранию общего собрания духовенства и мирян Уфы (провозгласил временную автокефалию Уфимской епархии на основании распоряжения временного Заместителя Патриарха митрополита Агафангела (Преображенского) от 18 марта 1922 года)

После ареста Св. Патриарха Тихона совершил несколько тайных архиерейских хиротоний, признанных впоследствии Патриархом, организовал и провел епархиальный съезд в Уфе, передал функции епархиального управления Совету Союза приходских советов

Возведён в сан архиепископа (?)*

Арест

1922, 8 декабря –– арестован

1922, 9 декабря–1923, май –– содержался в Бутырской тюрьме в Москве

Осуждение

1923, 24 февраля –– Коллегией ОГПУ приговорён к 3 годам ссылки в Туркестанскую АССР (Средняя Азия)

Служба / работа / место жительства

1923, май – июнь, г. Ташкент (Узбекистан) –– находился в вольной ссылке, активно участвовал в церковной жизни Туркестанской епархии

1923, май – июнь –– Союзом Ташкентских приходских советов избран главой временно автокефальной Туркестанской епархии  (кафедра пустовала после отъезда и перехода в обновленчество Туркестанского архиепископа Иннокентия (Пустынского); постриг в монашество будущего архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого) и заочно организовал его тайную  хиротонию

Арест

1923, 23 июня –– арестован в г. Ташкенте вместе с руководителями Союза Ташкентских приходских советов: епископом Туркестанским Лукой (Войно-Ясенсецким) и протоиереем Михаилом  Андреевым

1923 июнь – июль –– содержался в тюрьме г. Ташкента, затем выслан в г. Теджен (Туркмения)

Служение

1923, июль – ноябрь, г. Теджен –– находясь в ссылке, возглавил местную православную общину (вместе с архимандритом Вениамином (Троицким)

Арест

1923, ноябрь –– арестован в г. Теджене, затем переведен в тюрьму г. Ташкента

1923, 5 ноября–1924, 14 ноября –– содержался в тюрьме г. Ташкента

1924, 17 ноября –– переведён в тюрьму Москвы по вызову ОГПУ, затем возвращен в ссылку в Туркмению

Служба / работа / место жительства

1925, г. Теджен  –– находясь в ссылке, руководил автокефальной Уфимской епархией и «андреевскими» общинами Туркмении 

1925, август – 1926 –– проживал в ссылке в г. Полторацке (ныне г. Ашхабад, Туркмения)

1925, 10 сентября, г. Поллторацк –– в молитвенном доме старообрядческой общины (беглопоповцев) во имя Святителя Николая принял миропомазание от старообрядцев-беглопоповцев, присоединившись таким образом к старообрядческому расколу

(Некоторые исследователи и сам еп. Андрей факт перехода в старообрядчество оспаривают)

1925, вторая половина года –– предположительно запрещён в священнослужении Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Крутицким Петром (Полянским). Не признал запрещения и прав митрополита Петра по управлению Церковью

1926, 26 апреля –– запрещён в священнослужении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Не признал запрещения и прав митрополита Сергия по управлению Церковью

1926, конец года –– возвратился в Уфу

1926–1927, г. Уфа –– служил в церкви Симеона Верхотурского; затем в Симеоновском Александро-Невском храме (кафедральный для православных староцерковников патриаршей ориентации)

Арест

1927, 13 июня –– по вызову ОГПУ выехал из Уфы в Москву, где был арестован

Осуждение

1927, 8 июля –– Особым совещанием при Коллегии ОГПУ по ст. 58–10 приговорён к 3 годам ссылки в Казахстан

Исполнение приговора

1927–1928, г. Кзыл-Орда (г. Кызылорда, Казахстан) –– находился в ссылке

Служба / работа / место жительства

Служил в храме г. Кзыл-Орды (Туркестанской староцерковной епархии), несмотря на запрещение. Резко выступил против Декларации митрополита Сергия (от 29 июля 1927 г.). Через своих заместителей руководил «андреевским» автокефальным течением непоминающих Уфимской епархии

Арест

1928, 17 октября –– арестован в ссылке

Обвинение

«Написание и распространение брошюр антисоветского содержания» («Письмо к уфимцам», «Письма в защиту Церкви Христовой», «О радостях митрополита Сергия» и др.)

Осуждение

1929, 18 января –– Особым совещанием при Коллегии ОГПУ по ст. 58–10 УК РСФСР приговорён к 3 годам тюремного заключения

Исполнение приговора

1929–1931, г. Ярославль –– содержался в одиночной камере политизолятора ОГПУ

1931, 2 октября –– освобождён ОСО при Коллегии ОГПУ; запрещено в течение 3 лет проживать в Сибири, на Урале и в Башкирии, прикреплён к определенному месту жительства

Служба / работа / место жительства

1931, 13 октября – 1932, апрель, Москва –– находился в молитвенном общении со старообрядцами храма Рогожской слободы

Арест

1932, 15 апреля, Москва –– арестован по групповому делу епископа Серафима (Звездинского)

Обвинение

«Член церковно-монархической контрреволюционной организации "ИПЦ"»

Осуждение

1932, 7 июля [59] (1 апреля [63]) –– Особым совещанием при Коллегии ОГПУ по ст. 58–10, 58–11 УК РСФСР приговорён к 3 годам ссылки в Казахстан

Исполнение приговора

Отправлен этапом в Казахстан

1932–1934, весна,  г. Алма-Ата (Алматы, Казахстан) –– находился в ссылке

1932, 9 сентября –– получил Св. Дары и Миро от старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси Мелетия

Арест

1934, весна –– вызван в Москву, арестован и заключен в Бутырскую тюрьму

1934, 14 мая –– осужден особым совещанием при НКВД по ст. 58–10 УК РСФСР; приговорен к 3 годам тюремного заключения

1934–1937–– содержался в политизоляторе НКВД в г. Ярославле

Осуждение

1937, 27 марта –– Особым совещанием при НКВД приговорён к 3 годам заключения в ИТЛ без права переписки

Исполнение приговора

1937 –– находился в Волголаге  в районе г. Рыбинска Ярославской обл.

Арест

1937, сентябрь(?) –– арестован в лагере, заключен в тюрьму г. Рыбинска

Обвинение

Продолжал вести контрреволюционную пропаганду, проповедовал идеи сектантства, пытался наладить связь с заключенными других камер, скрыл от следствия о... сборе лично им средств для белогвардейской армии»

Осуждение

1937, 3 сентября –– тройкой при УНКВД по Ярославской обл. по ст. 58–10, 58–11 УК РСФСР приговорён к расстрелу

Исполнение приговора

1937, 4 сентября, г. Ярославль –– расстрелян в 1 час 35 мин

Реабилитация

1989, 3 августа –– реабилитирован по делу 1937 г.

1989, 16 января –– реабилитирован по второму делу 1937 г.

Прославление

Прославлен в лике св. Новомучеников и Исповедников Российских Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г. (без установления отдельного дня памяти)

В 1993 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ поднимался вопрос о «деканонизации» Андрея (Ухтомского) ввиду сомнительности его канонического положения после 1925 года

Установлено местное почитание в Уфимской и Казанской епархиях

Труды

Автор около 500 книг и статей, в том числе:

О смысле жизни. Слово в великий четверток. Казань, 1901.

Памяти архиепископа Владимира // Деятель. 1902. № 11. С. 473-479.

Царь и народ. Русь православная. В Сарове. Казань, 1903.

Из православно-церковного учения забытые мысли. Казань, 1903.

Как понимать человекообразные представления Св. Писания о Боге. Казань, 1904.

О любви Божией на Страшном Суде Христовом. Казань, 1904.

О «сверх-человеках». Казань. 1904.

Первое письмо к русской молодежи. Причина недоразумений. Казань, 1905.

Второе письмо к русской молодежи. Казань. 1905.

О приходских братских кружках Казанской епархии. Казань, 1907.

Речь, произнесенная 3 октября 1907 г. при наречении его во епископа // Известия Казанской епархии 1907. № 42. С. 1304–1309.

О мерах к охранению Казанского края от постепенного завоевания его татарами. Казань. 1908.

О нормальном положении православия в православном Русском царстве. Казань, 1908.

Речь пред отпеванием Высокопреосв. Никанора, архиепископа Казанского // Известия Казанской епархии 1910. № 46–47. С. 1314–1316.

Письмо к крещеным татарам. Казань. 1910.

К истории Казанской миссии и третьего викариатства Казанской епархии. Казань. 1911.

О сознательной уставности в богослужении // Приходское чтение». 1914, № 9. С. 292–294.

О русской культуре среди язычников-черемисов Уфимской губернии. Сергиев Посад, 1915.

О догмах. Уфа, 1915

Мнения Уфимских земцев о церковных делах. Уфа, 1915.

О народном голосе в делах церковных (О приходе). Владимир, 1916.

О духовности духовенства // Уфимские епархиальные ведомости. 1916. № 21.

Письма к пастырям Уфимской епархии. Уфа. 1916.

Нравственный смысл современных великих событий // Уфимские епархиальные ведомости. 1917. № 5–6.

Мои воспоминания о поездке в Петроград и в армию // Заволжский Летописец. 1917. № 7.

Об уфимских большевиках // Заволжский Летописец. 1918.

Народ должен быть хозяином своего счастья // Заволжский Летописец. 1918. № 13.

История моего старообрядчества, 30 ноября 1926 г. Тетрадь 1.  // РГАЛИ Ф. 1345. Оп. 1. Д. 17. (опубликованв А. Знатновым «Наш современник». 2007. №1. С. 192-228).

История моего мировоззрения // М. Л. Зеленогорский. Жизнь и деятельность архиеп. Андрея (кн. Ухтомского). М., 1991.

«Я хочу принадлежать только Св. Церкви…» Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский. Труды, обращения, проповеди, письма, документы / Сост. И. И. Осипова, Л. Е. Сикорская. М., 2012

Священномученик Архиепископ Уфимский Андрей (Ухтомский). Труды / Сост. Т. Сидаша, С. Сапожниковой. СПб.: Своё издательство, 2013.

Примечание

*"Указание на архиепископский сан владыки Андрея... появляется около 1924–1925 г. в церковных документах различного характера. Дата указа Патриарха Тихона о возведении епископа Андрея в сан архиепископа не установлена, однако он назван архиепископом в двух известных церковных документах. В «Списке канонических архиереев, проживающих в России», составленном Николаем Кирьяновым по состоянию на август 1924 г. с собственноручной правкой Патриарха Тихона, значится: «Андрей арх[иепископ] б[ывший] Уфимский» (Материалы по истории русской иерархии: Статьи и документы. М., 2002. С. 192; История иерархии Русской Православной Церкви. М., 2006. С. 880). В «Списке православных епископов, подвергавшихся гонениям до 1-го марта 1930 г.» указано: «Андрей Ухтомский — архиеп[ископ] бывший Уфимский» (ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 1; История иерархии. С. 887). [Зимина Н.П. Уфимская автокефалия… С. 199 (сноска)].
Сам владыка Андрей в своих сочинениях и в 1926 году именовал себя епископом Уфимским или епископом Томским. -- см. "История моего старообрядчества", 30 ноября 1926 г. (РГАЛИ Ф. 1345. Оп. 1. Д.). 17.

Источники:

Документы
1.    ГА РФ. Ф. 353. Оп. 2. Д. 712; Оп. 3. Д. 737.
2.    ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 73.
3.    ГА РФ. Ф. 8409. Д. 16. Л. 56.
4.    ГАРФ. Ф. 8419. Оп. 1. Д. 43.
5.    НИОР РГБ. Ф. 178. К. 9806. Д. 1–4.
6.    РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 86.
6а. РГАЛИ Ф. 1345. Оп. 1. Д. 17.
7.    ЦА ФСБ РФ. Д. 123373.
8.    ЦА ФСБ РФ. Д. Н-4296, Р-40748.
9.    ЦА ФСБ РФ. Д. Р-39811. Т. 3. 
10.    ЦА ФСБ РФ. Д. С-12078.
Литература
11.    Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х ч. / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 179, 236–237, 239, 568, 903–904, 962.
12.    Алексеев И. К вопросу о мировоззрении епископа Сухумского Андрея (князя Ухтомского) // Былые годы. 2010. № 1, 3–4.
13.    Биржевые ведомости. 1917. 25 мая.
14.    Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 7 мая.
15.    Гашек Я. Преосвященный владыка Андрей // Наш путь. 1919. 2 февраля.
16.    Дело еп. Андрея // Русские ведомости. 1914. 10 апреля.
17.    Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 61.
18.    Журавлёв В. Сибирский Церковный Собор 1918 года // Живоносный источник. 2009–2011. № 1–4.
19.    Журавский А.В. Андрей (Ухтомский) // Православная энциклопедия. М.: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2001. Т. II. С. 361–365.
20.    Журнал Московской патриархии. 1932. № 11/12. С. 4; 1935. № 23/24. С. 11.
21.    Загадки епископа Андрея // Вперёд. 1917. № 15.
22.    Зеленогорский М.Л. (Гринберг) Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 1991.
23.    Зеленогорский М. (Гринберг) Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 2011.
24.    Зимина Н.П. Викарии Уфимской епархии 1920-х годов: священномученик Вениамин (Троицкий; 1901–1937) // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2005 г. М.: ПСТГУ, 2005. С. 323, 327–334, 336–338, 342–348.
25.    Зимина Н.П. Стояние в вере: временная автокефалия Уфимской православной епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (ноябрь 1922 г. – август 1923 г.) // Вестник ПСТГУ. 2007. Вып. 3 (24). С. 80, 86-90, 94–96, 99–101, 104,106–107, 111–112, 114, 116–117.
26.    Зимина Н.П. Уфимская автокефальная епархия «непоминающих» андреевского течения: история, иерархия, ликвидация (1927‒1938) // XXIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. С. 196–208.
27.    Золотарёв А. Воспоминания об А. А. Ухтомском // Новая Европа. 1996. № 9.
28.    Известия по Казанской епархии. 1899. № 17. С. 737–740; 1903. № 17. С. 14; 1905. № 43. С. 12; № 44. С. 1319–1321; 1907. № 41. С. 1271–1273; № 43. С. 1345–1354; № 47. С. 1493; 1908. № 5. С. 139; № 6. С. 193–196; № 12. С. 390; № 37. С. 1074; 1909. № 7. С. 216–217; № 11. С. 329–330; № 15. С. 423–425; № 41. С. 1175; № 44. С. 1279; № 47. С. 1366–1368; 1910. № 4. С. 137–139; № 40. С. 1115; 1911. № 34. С. 967; № 36. С. 1029–1060; 1912. № 45. С. 1359; № 48. С. 1465; 1914. № 7. С. 212; № 19. С. 625.
29.    Константиновский В., прот. Православие и епископ Андрей, бывший князь Ухтомский. Уфа, 1926.
30.    Красная Башкирия. 1926. 16 октября.
31.    Лисичкин В. Крестный путь святителя Луки. Подлинные документы из архивов КГБ. М., 2001. С. 68–105.
32.    Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т. 1. С. 250–253.
33.    Матвеев С. Посещение преосв. Андреем, еп. Уфимским и Мензелинским, приходов Мензелинского уезда. Уфа, 1914.
34.    Мельников Ф. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 516–520.
35.    Миссионерский календарь. 1907. С. 128–129.
36.    Московский церковный голос. 1917. № 12/13. С. 3–8.
37.    Мохов В., прот., Зимина Н.П. Мученический и исповеднический путь Церкви в Уфимской епархии (1917–1987 гг.) // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: М-лы 1992–1996 гг. М., 1996. С. 342–349.
37а. Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России: опросные листы и карточки арестованных, письма заключенных и их родственников (по материалам Политического Красного Креста) / Сост. И.И. Осипова // Церковно-исторический вестник. 1999. № 2–3.
38.    Не предать забвению: Книга памяти репрессированных в 30–40-е и начале 50-х годов, связанных судьбами с Ярославской областью. Ярославль, 1993. [Т.1]. С. 361; 1994. Т. С. 80.
39.    Осипова И.И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...»: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С. 278–279.
40.    Отклики на «открытое письмо» еп. Андрея Уфимского // Голос Церкви. 1918. № 1.
41.    Подгорный М. Отпал ли архиепископ Андрей (Ухтомский) в старообрядческий раскол? // Вестник «Русское православие». 1998. № 2.
42.    Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 250–251.
43.    Проводы преосв. Андрея, еп. Сухумского // Уфимские епархиальные ведомости. 1914. № 3.
44.    Процесс бывшего князя Ухтомского // Правда. 1922. 12 июля, 8 августа.
45.    Революция и Церковь. 1920. № 9/12. С. 55–56.
46.    Родзянко о еп. Андрее // Новое время. 1917. 25 мая.
47.    Свенцицкий В., прот. Собрание сочинений. Т. 4. М., 2016 (им. указ.).
48.    Советская Сибирь. 1920. 5 ноября.
49.    Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. С. 272–273.
50.    Уфимские епархиальные ведомости. 1914. № 3, 21–24.
51.    Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С. 18, 97.
52.    Церковные ведомости. 1907. № 38. С. 345; 1911. № 41. С. 323; 1914. № 2. С. 5. Приб. 1907. № 49. С. 2194–2197; 1913. № 24. С. 1167; 1918. № 5. С. 211.
53.    Церковный большевизм // Московские ведомости. 1917. 19 августа (Церковность. 1917. № 339).
54.    Церковный вестник. 1908. № 1. С. 21; № 25. С. 758; № 31. С. 951.
55.    Церковный рассвет. 1923. № 1–4.
56.    Черносвитовы М. и Е. Романтик Православия: о. Андрей Ухтомский, патриарх катакомбной Церкви // Грани. 1998. № 188.
57.    Шкаровский М. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999.
58.    Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 243–261.
Электронные источники
59.    База данных «За Христа пострадавшие» (ПСТГУ). URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
60.    Биографический указатель // Хронос. URL: http://hrono.ru/biograf/bio_a/andrey_uhtom.php
61.    Синенко С. Жизненный путь епископа Андрея (Ухтомского) // Бельские просторы. 2004. № 4. URL: http://www.hrono.ru/text/2004/sin04_04.html
62.    Страница памяти // Бессмертный барак: URL: https://bessmertnybarak.ru/Ukhtomskiy_Aleksandr_Alekseevich
63. Открытая православная энциклопедия "Древо". URL: https://drevo-info.ru/articles/5301.html

Составила справку 

Е.Е. Озмитель, историк Бишкекской епархии, вед. н. сот. ПСТГУ