Вы здесь

(Полетаев Михаил Владимирович), преподобномученик МАВРИКИЙ

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Россия
Туркменистан

Дата рождения

1880, 18 декабря

Место рождения

г. Кронштадт

Происхождение

Отец: протодиакон Андреевского собора г. Кронштадт

Образование

1901 — окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию по 2-му разряду

Семейное положение

Жена: Мария Петровна Несвицкая, племянница супруги св. прав. Иоанна Кронштадтского; дети: священник Владимир (1904 г. р.); Ольга (1905 г. р.), Антонина (1909 г. р.)

Рукоположение

После 1901 –– рукоположён во диакона и иерея

Служба / работа / место жительства

1903, 11 августа, Санкт-Петербургская губ., Петергофский у., с. Гора-Валдай — настоятель Троицкого храма, освящённого св. прав. Иоанном Кронштадтским

С 1908, Закаспийская обл. — полковой священник

С 1917, 1 января, Закаспийская обл., г. Мерв –– настоятель Никольского храма 13-го Туркестанского стрелкового полка

С 1918, 19 мая, г. Мерв –– ключарь Покровского храма (возможно, это один и тот же храм)

1923, г. Мерв — настоятель Александро-Невского храма [3]

Репрессии

1918 — лишён избирательных прав как служитель культа

Награды

До 1923 — возведён в сан протоиерея

Семейное положение

После 1923 — овдовел и/или расстался с женой и детьми; вернулся в Центральную Россию

Служба / работа / место жительства

1920-е, Владимирская губ., г. Переславль Залесский — настоятель храма

Рукоположение

1926, Владимирская губ., г. Переславль Залесский –– пострижен в монашество в Никитском монастыре [9, 13] *

Возведён в сан архимандрита

Служба / работа / место жительства

1927–1928, сентябрь, Владимирская обл., г. Юрьев-Польский — настоятель собора

Арест

1928, 8 сентября — заключён под стражу

Осуждение

1928 — Коллегией ОГПУ по ст. 58-10 приговорён к 3 годам лишения права проживания в 6 городах СССР

Служба / работа / место жительства

1928–1930, г. Орёл

1930–1935, г. Загорск, ул. Нижняя Кукуевская, д. 27 — настоятель Кукуевского Всехсвятского храма

Арест

1935, 21 октября — заключён под стражу и этапирован в московскую Бутырскую тюрьму

Обвинение

«Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя б. монахов, монашек и к/р настроенных церковников… распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту православной церкви»

Осуждение

1936, 8 февраля — Особым совещанием при НКВД по ст. 58-10, 58-11 приговорён к 3 годам ИТЛ

Исполнение приговора

С 1936, февраль, Карагандинская обл. — заключённый в Карлаге НКВД 

Арест

1937, сентябрь (?) — переведён в лагере на тюремный режим

Обвинение

«Отбывая меру соцзащиты в Карлаге НКВД, создал к/р группу, которая под его руководством систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла к/р и религиозные настроения среди лагерников, направленные на дискредитацию советского правительства»

Осуждение

1937, 28 сентября — тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. по ст. 58-10, 58-11 приговорён к высшей мере наказания

Дата смерти

1937, 4 октября, 23.00 — расстрелян

Реабилитация

1989,15 декабря –– Прокуратурой Московской обл. реабилитирован по делу 1936 г..

1997, 30 сентября –– прокурором г. Караганды реабилитирован по делу 1937 г.

Канонизация

2000, август –– причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Память совершается 4 октября

Дополнительные сведения

В 1923 году имя протоиерея Михаила Полетаева было включено в список туркестанских священников, на которых обновленческий «митрополит Ташкентский» Николай Коблов составил донос в ГПУ, обвинив их в том, что они «являются прямыми контрреволюционерами, политическими преступниками» с просьбой «выслать их из края или обезвредить другим каким-либо способом» [3]. Для большинства священников из «списка Коблова» были установлены факты репрессий в середине– конце 1920 гг., так что можно предположить, что в период с 1923-го по 1927 г. прот. Михаил Полетаев был выслан из Туркмении или покинул г. Мары из-за угрозы ареста.

Из материалов следственного дела 1937 года: Полетаев «был организатором собраний заключённых, читал молебны, [у него] имелась литература, ризы, кресты. Богослужения устраивали на квартире Полетаева и Кондратьева, в кузнице и за стогами сена. В проповедях Полетаев призывал верующих не поддаваться соблазну, которому поддались отступники от веры, продавшиеся за временное благополучие... На вопрос Полетаеву, думает ли он порвать с духовенством, — он сказал, что пока жив, он от своих мнений и взглядов не отступит... Полетаев очень набожный человек, аккуратно соблюдает правила и время отправления обрядов. Он регулярно читает акафисты и Евангелие. В конце чтений говорит проповеди, [в которых призывает] покорно переносить кару Господа, наложенную на нас за наши грехи. Что Господь милостив, что он видит наши страдания за веру, издевательства над верующими со стороны людей, продавшихся антихристу». На допросах архимандрит Маврикий показал, что к советской власти он принципиально лоялен, хотя факт существования этого порядка управления ему и неприятен. Все остальные обвинения отрицал, не признавая себя виновным в создании какой бы то ни было «контрреволюционной группы». «Я свое молитвенное настроение храню при себе, во вне я его не проявлял».

Примечание 

* Менее убедительные версии:

1927, Владимирская губ., Александровский у. –– принял монашеский постриг в Пустыни Параклита при Свято-Троицкой Сергиевой лавре [14] или в Никитском монастыре в Москве [1, 6, 10].

Пострижен и подвизался в Троице-Сергиевой лавре до службы во Владимирской губ. [12]

Служил в Переяславле-Залесском, потом был переведён в Москву, где в 1927 г. принял монашество в Никитском монастыре [1]. Поскольку, это был женский монастырь, сведения сомнительны.

Нельзя исключать, что верно воспоминание А. В. Мирошниковой: её дед был пострижен и/или подвизался в начале 1920-х годов в Сергиевой лавре, так как в деле 1935 г. именуется «б. монах “Сергиевой лавры”», чему не противоречит и версия сайта «Подвиг веры», к сожалению, без указания на источник

Источники:

Документы

1. Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д. 2060.

2. ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 74101 (П-77092).

3. НА Республики Узбекистан. Ф. Р-39. Оп. 1. Д. 659а. Л. 224–225.

Литература

4. Туркестанский церковный вестник. 1918. № 3. С. 9.

5. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г.

6. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь, 2005.

7. Святые новомученики и исповедники в земле Казахстанской просиявшие / Сост. Л. А. Головкова и др. М., 2008. С. 292–293.

8. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: cинодик и биографический справочник. Александров, 2000. С. 58.

9. Православная энциклопедия. Т. 42. М., 2016. С. 229.

Электронные ресурсы

10. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века». http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans

11. Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 г. Петроградской) духовной семинарии. 1811–1917. http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbsem.html

12. Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане. http://www.pravoslavie.tm/istoriya

13. Левашовская Гологофа. https://levashovskayagolgofa.ru/liki-sinodika-svyatye-novomucheniki-i-is...

14. Подвиг веры. http://podvigvery.ru/kniga-pamyati/mihail-poletaev/

15. Открытый список. https://ru.openlist.wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(1880); https://ru.openlist.wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(1880,_%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B4%D1%82)

Составила справку

Озмитель Е. Е. (вед. науч. сотр. ПСТГУ, историк Бишкекской епархии)