Вы здесь

(Любимов Дмитрий Гаврилович), архиепископ ДИМИТРИЙ

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Россия
Германия
Казахстан
Туркменистан

Дата рождения

1857, 15 сентября

Место рождения

Санкт-Петербургская губ., Петергофский у., г. Ораниенбаум (ныне Ленинградская обл., г. Ломоносов)

Национальность

Русский

Происхождение

Сын протоиерея Гавриила Марковича Любимова, брат священника Сергия

Образование

1878 — окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию

1882 — окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия

Служба / работа / место жительства

1882–1884, Германия, г. Штутгарт — псаломщик в Никольском храме при Российском посольстве

1884–1886, Ярославская губ., г. Ростов — преподаватель латинского языка в Ростовском духовном училище

Семейное положение

Жена: Агриппина Ивановна, урождённая Чистякова. Дети: Сергей (1885 г. р.), Вера, Анна, Гавриил, Надежда

Рукоположение

1886, 6 мая — рукоположён во священника к дворцовому храму во имя вмч. Пантелеимона в г. Ораниенбаум

Служба / работа / место жительства

1895–1898, Санкт-Петербургская губ., г. Ораниенбаум — настоятель Михаило-Архангельского и кладбищенского Троицкого храмов, законоучитель в городском училище

1898–1922, Санкт-Петербург — священник в храме Покрова Божией Матери в Большой Коломне

С 1915, 14 октября — помощник благочинного 4-го округа Петрограда

Награды

1899 — орден св. Анны III степени

1903, 14 мая — возведён в сан протоиерея

1906 — орден св. Анны II степени

1899 — орден св. Анны III степени

1910 — орден св. Владимира IV степени

Служба / работа / место жительства

1922, лето — отказался признать обновленческое Петроградское епархиальное управление, 26 августа подписал заявление в Петроградский губисполком о регистрации «Православной Кафолической Церкви» г. Петрограда

Арест

1922, 6 сентября, Петроград — заключён в тюрьму в числе группы священнослужителей и мирян (21 человек)

Обвинение

«Крайне неблагонадёжный в политическом отношении»

Осуждение

1922, 14 сентября — Петроградским губотделом ГПУ выслан на 3 года в Уральскую губ.

1922, 27 декабря — Комиссией НКВД по административным высылкам место ссылки изменено на Туркестан

Исполнение приговора

1922–1925, 1 марта, г. Уральск и г. Теджен — отбывал наказание

1924, 26 сентября –– Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило досрочно освободить 14 осуждённых по делу петроградской группы духовенства

1925, 1 марта –– фактически освобождён по распоряжению ГПУ г. Полторацк

Рукоположение

1925, декабрь, Москва — пострижен в мантию в Свято-Даниловым монастыре и возведён в сан архимандрита

1926, 12 января, Нижний Новгород — хиротонисан митр. Сергием (Страгородским) во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии

Служба / работа / место жительства

С 1927 — один из руководителей и идеологов иосифлянского движения

1927, 12–14 декабря, Москва — возглавлял делегацию ленинградских клириков и прихожан на переговорах с митр. Сергием (Страгородским) о пересмотре т. н. «Декларации»

1927, 26 декабря — подписал акт отделения от митр. Сергия (Страгородского)

Награды

1928, 8 февраля — митр. Иосифом (Петровых) возведён в сан архиепископа с поручением временно управлять Ленинградской епархией

Арест

1929, 29 ноября, Ленинградская обл., пос. Тайцы — заключён под стражу

Обвинение

«Являясь организатором и главой центра контрреволюционной организации церковников, имеющей себя иосифлянами, после объединения под своим управлением всех однородных иосифлянских групп в других городах Советского Союза, осуществлял непосредственное руководство контрреволюционной деятельностью членов организации, вел контрреволюционную агитацию, направленную к подрыву и свержению советской власти»

Осуждение

1930, 3 августа — Коллегией ОГПУ СССР по ст. 58-10 приговорён к 10 годам концлагеря

Исполнение приговора

1930, 24 сентября – 22 ноября, Соловецкий лагерь особого назначения — отбывал наказание

Арест

1930, ноябрь, Москва — заключён в Бутырскую тюрьму

Обвинение

«Являлся заместителем митрополита Иосифа Петровых по руководству церковно-административным центром Всесоюзной контрреволюционной организации Истинно-Православная Церковь»

Осуждение

1931, 3 сентября — Коллегией ОГПУ СССР приговорён к высшей мере наказания с заменой на 10 лет тюремного заключения

Исполнение приговора

1931–1935, Ярославль — отбывал наказание в одиночной камере тюрьмы ОГПУ особого назначения

Дата смерти

1935, 17 мая, Ярославль — скончался в тюрьме

Реабилитация

1989, 27 сентября — Прокуратурой Ленинграда реабилитирован по делу 1930 г.

1999, 16 апреля — Прокуратурой Санкт-Петербурга реабилитирован по делу 1922 г.

Почитание

1981 — Архиерейским Собором РПЦЗ канонизирован в лике священномученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских

Источники:

Документы

1. ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 79.

2. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 254. Л. 59; Д. 278. Л. 51, 116; Д. 279. Л. 94–101; Д. 321. Л. 90, 94, 100, 101; Ф. 1000. Оп. 50. Д. 29. Л. 16–18.

3. ЦА ФСБ. Д. 100256; Д. П-7377. Т. 2.

4. Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-89251; П-78806.

Литература

5. Туренский И. Церковь Покрова Пресв. Богородицы, что в Большой Коломне, в С.-Петербурге. СПб., 1912. С. 214–216.

6. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917–1945. Париж, 1977. С. 442, 444, 447, 448, 452, 461, 464, 468, 548, 592.

7. Краснов-Левитин А. Лихие годы, 1925–1941. Париж, 1977. С. 102–104.

8. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг.: В 6 т. Эрланген, 1979–1989 (М., 2002–2004. Т. 1–3). Т. 3. С. 49–50.

9. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943. Сб. в двух частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 540–541, 544–546, 565–566, 575–576, 606, 858.

10. Николай (Чуков), прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника // Минувшее. М.; СПб., 1993. Т. 15. С. 521–618.

11. Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 27–28, 87–88, 106, 129, 142, 161.

12. Чельцов М., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920–30 гг. // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 17. С. 415, 418, 438, 439, 444, 446, 447, 451, 453, 454, 461, 462, 465-467, 470, 471.

13. Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в XX в. М., 1995. С. 148–149.

14. Осипова И. «Сквозь огнь мучений и воду слёз…». М., 1998. С. 14–41, 45–62, 64–68, 78, 86–89, 108, 106, 117, 118, 120, 230, 267.

15. Шкаровский М. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 283–284.

16. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е изд. СПб., 2002. С. 25.

17. «Я иду только за Христом…» Митр. Иосиф (Петровых), 1930 // Богословский сборник. 2002. № 9. С. 376–424.

18. Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы. Жизнеописания и документы. М., 2008.

19. Поляков А. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. Киров, 2009.

20. Поляков А. Управление Викторианским течением в Русской Православной Церкви (апрель 1928 – май 1931 гг.) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. № 2. Т. 4. История. С. 106–112.

21. Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2013. С. 83–86.

Электронные ресурсы

22. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века». http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu2e8mcsi0ceG*cWyuVe8micW02f8XWs8Wd66CUci0ceuuWeCQd**

23. Жертвы политического террора в СССР. https://base.memo.ru/person/show/2932284

24. Шкаровский М. Архиепископ Гдовский Димитрий и новомученики-иосифляне. Доклад на конференции «Мученичество и святость», Русская христианская гуманитарная академия, г. Санкт-Петербург, 31 мая 2010 г. https://spbda.ru/publications/professor-mihail-shkarovskiy-arhiepiskop-g...

Дополнительные сведения

Дело 1922 г. возникло на основании письма инженера Снежкова, который заявил, что он «из беседы с одним попом Кратировым узнал, что Петроградское духовенство для борьбы с советской властью организуется в нелегальные группы, члены которых для разрешения вопросов антисоветского характера собираются на конспиративных квартирах». Следствие установило факты нелегальных собраний означенных лиц и распространения ими ложных слухов (якобы «Соввласть печатает статьи в «Правде» и других органах о том, что, кто не признает «Живую церковь», тот идет против власти и прочее, чем возмущали народ и создавали в нем настроение против обновленческого движения»).

Протокол единственного допроса от 6 сентября 1922 г. составлен в форме вопросов и ответов. На вопрос следователя, что протоиерею известно «о подпольной организации духовенства в Петрограде», заявил, что ни в каких организациях не состоит, об их существовании ему ничего не известно, и он полагает, что таковых вообще нет; при Покровском храме никакой самостоятельной организации также не существует, разве что церковный совет.

— Известно ли вам что-либо о существовании в Петрограде так называемого комитета помощи пострадавшему при изъятии церковных ценностей духовенства?

— О существовании такового мне ничего неизвестно, но частным образом мне известно, что в нашем приходе жертвовали прихожане на уплату судебных издержек по приговору суда с бывшим настоятелем нашей церкви Акимовым, который осужден трибуналом на три года, но как производился этот сбор, и куда что отдавалось, я хорошо не припомню.

— Знаете ли вы лично священника Пищулина?

— Фамилию слыхал, но где служит, я лично не знаю. И еще раз добавляю, о существовании каких-либо организаций в Петрограде мне ничего не известно. Кроме того, добавляю, что мы, группа духовенства, количества точно не знаю, подавали заявление в Петрогубисполком об оставлении нас независимыми от «Живой церкви» ибо последнюю мы считаем неправославной и пастырей ее незаконными. Но я полагаю, что эта группа есть официальная.

В тот же день было вынесено официальное постановление о заключении о. Димитрия под стражу. Расследование оказалось недолгим и весьма поверхностным. Уже 13 сентября было составлено обвинительное заключение на 22 человека, которых обвинили в «антисоветской деятельности в рамках религиозного объединения». В этом документе говорилось о необходимости высылки арестованных лиц, «стоящих на особом учете как неблагонадежных в политическом отношении… для пресечения дальнейшей антисоветской деятельности». 14 сентября Петроградский губернский отдел ГПУ постановил в отношении трёх лиц дело продолжить, а остальных 19 выслать на 3 года в различные отдаленные губернии, Любимова — в Уральскую. 26 сентября осужденные были высланы из Петрограда [24].

Составил справку

Чертков С. В., сотрудник проекта «Туркестанская Голгофа»