Вы здесь

ЛАВРЕНТЬЕВ Леонид Николаевич, протоиерей

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Россия
Казахстан
Туркменистан
Киргизия
Узбекистан

Дата и место рождения:
1870 – родился в г. Оренбурге.
Происхождение:  сын отставного чиновника. 
Образование: 
1893, 27 июня – окончил курс Оренбургской духовной семинарии по 2-му разряду.
Семья:
Жена – Вера Петровна, род. 6 декабря 1876 г. Дети: Павел – род. 16 августа 1897 г., Мария – род. 10 июня 1900 г., Татьяна – род. 9 февраля 1903 г., к 1913 г. дети обучались в г. Оренбурге.
Рукоположение:
1893 – рукоположен во иерея [3].
Служба/местожительство:
1893, 23 июля–13 октября –  священник выселка Надеждинский Верненского уезда  Семиреченской обл. 

1893, 13 октября–1896, апрель – служил в с. Зайцевское Верненского уезда, заведовал местной церковно-приходской школой.
1896, 12 апреля–1899, июль – служил в военной церкви форта №2 Сыр-Дарьинской обл.
1896, 7 октября–1897, 1 июля – преподавал Закон Божий в приходском училище Министерства народного просвещения в Кармакчинском форте № 2.
1896, 3 июля–1896, 10 августа и 1898, 23 июля–1898, 21 сентября – временно заведовал приходом г. Перовска Сыр-Дарьинской обл.
1899, 9 июля–1903, 25 апреля – священник церкви в с. Покровское Аулиеатинского уезда Сыр-Дарьинской обл.
1899, 6 сентября–1903, 25 апреля – законоучитель приходского министерского училища в с. Покровском Аулиеатинского уезда
1899, 18 сентября– 1900, 20 мая – временно заведовал приходом г. Аулиеата.
1903, 25 апреля– 1904, 11 мая – священник кладбищенской церкви г. Асхабад Закаспийской обл., заведующий приходской школой [3].
1903, 3 июля– 1904, 21 февраля – благочинный епархиальных церквей Закаспийской обл. [3].
1904, 7 апреля–1904, 1 июня – законоучитель Асхабадского городского женского министерского двухклассного училища. 
1904, 11 мая–1914 – священник церкви с. Беловодское Пишпекского уезда Семиреченской области, заведующий Беловодской церковно-приходской школой. 
1904, 1 сентября–1906, 1 мая  – законоучитель Беловодского министерского приходского училища.
1910, 12 декабря–1914 – благочинный церквей 2-го Пишпекского округа. 
С 1912, 1 ноября–1914 – законоучитель Беловодского министерского двухклассного училища [3].
Награды:
1900, 4 декабря – награжден набедренником.
1903, 10 октября – награжден бархатной фиолетовой скуфьей. 
1908, 6 мая – награжден камилавкой. 
1911, 6 мая – награжден  наперсным крестом от Св. Синода. 
Имел серебряную медаль на Александровской ленте в память царствования императора Александра III, серебряную медаль на Александровской ленте в память участия в деятельности общества Красного Креста во имя Русско-японской войны, серебряную медаль на Александро-Владимирской ленте в память 25-летия церковно-приходских школ, юбилейный крест на Владимирской ленте и бронзовую медаль в память 300-летия дома Романовых.
После 1914 – переведен в Ферганскую обл.
К 1918 – настоятель церкви г. Намангана Ферганской обл., благочинный Ферганского округа [2, 6].
1918, апрель – возведен в сан протоиерея ко дню Св. Пасхи.
1923 – член Союза церковных приходов, возглавлявшихся тихоновским духовенством: прот.  Михаилом Андреевым и о. Валентином Войно-Ясенецким; вместсе с ними избран делегатом на несостоявшийся Собор Русской Церкви, который пытался созвать Святейший Патриарх Тихон [2].
Возможно, был в григорианском расколе.
Арест/осуждение:
1926 –  арестован; приговорен к 8 годам концлагеря [2].
К 1932 – проживал и служил в г. Оренбурге.
Арест/осуждение:
1932 – арестован.
1932, 14 июля –  осужден ОС при Коллегии ОГПУ за контрреволюционную деятельность на срок предварительного заключения. Освобожден [5].
Перед следующим арестом проживал в г. Куйбышеве (ныне г. Самара), не служил ("без определенных занятий"). 
1937, 9 декабря – арестован. 
1937, 21 декабря – осужден тройкой при УНКВД по Куйбышевской обл. (по ст. 58–10 и 58–11). Приговорен к расстрелу.
Исполнение приговора:
1938, 16 января – расстрелян и похоронен в  г. Куйбышеве [7].
Реабилитация:
1956, январь – реабилитрован Военным трибуналом ПриВО по делу 1937 г..1989, 27 сентября – реабилитрован по делу 1932 г.
Источники:
Документы:
1. ЦГА РУз. Ф. И-961. Оп. 1. Д. 1129, Л. 218 (Клировая ведомость церкви Архангела Михаила в с. Беловодском Пишпекского уезда Семиреченской обл. 1913 г.) [П].
Публикации:
2. Владимир (Иким), митрополит. По стопам апостола Фомы. Христианство в Средней Азии. М.: Сканрус, 2011. С. 360. 
3. Календарь для духовенства Туркестанской епархии на 1903 год. Отдел 2-й Адрес-календарь Туркестанской епархии. Верный: Изд. Туркес. Казанско-Богородичного братства, 1903 [П].
4. Новые мученики и исповедники Самарского края / Сост. А. Жоголев. Самара, 1996. С. 265. 
5. Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. Кн. 3. / Сост. прот. Н.Стремский. Оренбург, 2000. С. 284. 
6. Туркестанский церковный вестник. 1918. №3. С. 4.
Электронные ресурсы:
7. Книга памяти Самарской обл. Т. 2 (Самара). URL: https://base.memo.ru/person/show/1922782 [П].
8. Книга памяти Оренбургской обл. 2015. URL: https://base.memo.ru/person/show/1710827 [П].
9. База данных ПСТГУ "За Христа пострадавшие".  URL: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZC...
Справку составила Озмитель Е.Е., член Комиссии по канонизации Средне-Азиатского митрополичьего округа, ст. научный сотрудник ПСТГУ.
Примечания составителя:
- Существует свидетельство тому, что о. Леонид с какой-то целью интересовался революционной литературой: "После поражения революции 1905 г.“положение усиленной охраны” ежегодно продлялось. Преследовались все либерально настроенные граждане, у которых находилась любая литература, запрещённая цензурой. “По полученным сведениям, - сообщалось в донесении, - настоятель церкви в селе Беловодском Леонид Лаврентьев в 1907-1908 годах имел у себя нелегальную литературу, каковую давал для чтения учителю Александру Агафоновичу Бабкину”. [(124), С. 6]. За Лаврентьевым было установлено наблюдение, а Бабкин арестован" [Мухлынин Б. История села Беловодского// Персональный сайт. URL: https://belovodskoe-muh.ucoz.ru/publ/moi_ocherki/osnovanie_belovodskogo_i_dorevoljucionnaja_istorija_sela_chast_14_aja/2-1-0-312].
- По некторым данным уклонился в григорианский раскол, но документальных подтверждений этому пока не обнаружено.