Дата рождения
1887
Место рождения
Харьковская губ., Сумской у., с. Речки
Национальность
Украинец
Происхождение
Сын крестьянина
Образование
Получил диплом преподавателя математики младших классов
Семейное положение
Жена: Евдокия Михайловна (Шумилова; 1897–1934), дети: Анатолий, Георгий, Александра (Щёлокова; 1920–2009), Глафира
Служба / работа / место жительства
1910-е — солист Петербургского славянского хора
К 1918, Закаспийская обл., с. Байрам Али (ныне Туркменистан) –– протодиакон в храме
С 1918, 1 июля, г. Ташкент –– протодиакон в кафедральном соборе [6]
Участие в расколе
1920–1930-е, г. Алма-Ата –– протодиакон в Софийском соборе [4]. Перешёл в обновленчество, затем принёс публичное покаяние [3], потом уклонился в григорианский раскол [1, 4]**
Арест
1937, 10 декабря, г. Алма-Ата –– 4-м отделом НКВД Казахской ССР заключён в тюрьму
Осуждение
1937, 13 декабря –– УНКВД по Алма-Атинской обл. по ст. 58–10 УК РСФСР приговорён к высшей мере наказания
Исполнение приговора
Алматинская обл., полигон НКВД «Жаналык» — расстрелян [4], даты в источниках нет
Реабилитация
1989, 5 мая –– Прокуратурой Алма-Атинской обл. по указу ПВС СССР от 16.01.1989 г. реабилитирован по делу 1937 г.
Примечания
* Скорее всего, о. Матфий Иваний был протодиаконм, сан иерея не принимал. Источники на этот счет противоречат друг другу. В ранних он и священник, и протодиакон. В 1914 г.: «Иваний М. — священник, пожертвовал в пользу Туркестанского Епархиального Казанско-Богородичного просветительного Братства 1 руб.» [5]. В 1918 г.: «Резолюцией Преосвященного… от 10 мая за № 195, протодиакон церкви Байрам Али о. Матфий Иваний назначается с 1 июля на протодиаконскую вакансию градо-Ташкентского кафедрального Собора [6]». В поздних источниках — священник [1, 3, 10], священослужитель [9]; диакон.[4].
** Есть все основания полагать, что до своей мученической кончины в 1937 году, о. Матфий оставался в григорианском расколе, но необходимо еще уточненение. В.А. Казанцев в труде «Образование епархии», приводя сведения о возвращении отца Матфия из раскола, называет его священником: «По причине массового отпада паствы от «прогрессивной церкви», протоиереи Гавриил Тихонравов, Александр Скальский, Моисей Беланов, священники Матфей Иваний <…> принеся публичные покаяния, вернулись в истинно-православную церковь». Отец Вадим Алексеев пишет: «протоиерей Гавриил Тихонравов, Александр Скальский, Моисей Беланов и священники Матфей Ивания, Владимир Червинский, Тимофей Морозов, Матфей Шевченко, принеся публичное покаяние, вышли из обновленчества, но за отсутствием тихоновского архиерея и православного храма примкнули к григорианскому епископу Константину (Крошевичу)». Обе эти рукописи источники своих сведений не называют.
Епископ Алма-Атинский Тихон (Шарапов) в Справке о состоянии Алма-Атинской епрахии в 1937 году о. Матвея Иваний среди своих клириков не упоминает [2].
Источники:
Литература
1. Алексеев В., прот. Созижду Церковь мою [рукопись].
2. Еп[ископ] Тихон (Шарапов). Алма-Атинская епархия в 1937 г. // Материалы по истории русской иерархии. М., 2002. С. 222–223.
3. Казанцев В. А. Образование епархии [рукопись].
4. Синодик умученных и во узах живот свой скончавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян, захороненных на полигоне «Жаналык» // Веди. 2017. № 11/12. С. 26.
5. Туркестанские епархиальные ведомости. 1914. № 4. С. 45.
6. Туркестанский церковный вестник. 1918. № 3. С. 9.
7. Фоменко А. Как было на самом деле. Каждая история желает быть рассказанной. М., 2017.
Электронные ресурсы
8. Электронный архив фонда Иофе. https://arch2.iofe.center/person/15543
9. Сведения ДКНБ РК по г. Алматы // База данных общества «Мемориал». https://base.memo.ru/person/show/2971123
10. База данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие». http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
Составили справку
Озмитель Е. Е., историк Бишкекской епархии, вед. н. сотр. ПСТГУ
Чертков С. В., сотрудник проекта «Туркестанская Голгофа»