Вы здесь

(Грисюк Андрей Григорьевич), митрополит, священномученик АНАТОЛИЙ

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Украина
Россия
Туркменистан

Дата рождения

1880, 20 августа

Место рождения

Волынская губ., Кременецкий у., г. Ковель

Происхождение

Сын бухгалтера уездного казначейства

Национальность

Украинец

Образование

1894, г. Кременец, Волынская губ. — окончил Кременецкое духовное училище

1900, г. Кременец, Волынская губ. — окончил Волынскую духовную семинарию

1904, Киев — окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, профессорский стипендиат

Рукоположение

1903, 15 августа, Киев — пострижен в мантию митр. Флавианом (Городецким), рукоположён во иеродиакона

1904, 30 мая, Киев — рукоположён во иеромонаха

Награды

1904 — награждён набедренником

Служба / работа / место жительства

1905–1912, Киев — доцент по кафедре общей церковной истории Киевской духовной академии

1905–1906, Константинополь — командирован в для занятий в Русском археологическом институте

1906 — член Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии

Награды

1908 — награждён наперсным крестом

1911, 29 августа — возведён в сан архимандрита

Служба / работа / место жительства

1911 — магистр богословия, лауреат Макариевской премии

1912, 11 января, Киев — штатный экстраординарный профессор по кафедре истории Древней Церкви Киевской духовной академии

1912, 8 июня, Сергиевский Посад — инспектор и экстраординарный профессор Московской духовной академии

Рукоположение

1913, 29 июня, Москва — хиротонисан во епископа Чистопольского, второго (с 1914 г. первого) викария Казанской епархии. Хиротонию в храме Христа Спасителя возглавил митр. Макарией (Невский)

Служба / работа / место жительства

1913–1921, апрель, Казань — ректор и профессор Казанской духовной академии, до 1918 г. председатель Казанского историко-археологического общества, братства свт. Гурия Казанского и комитета по военным нуждам

Награды

1914 — орден св. Владимира III степени

Служба / работа / место жительства

1917 — член совета Казанского отдела Русского собрания, почётный член Киевской духовной академии

1918, Москва — член Поместного Собора Православной Российской Церкви, участвовал в 3-й сессии, член II, III, XII Отделов

1918–1920, Казань — временно управляющий Казанской епархией

Арест

1921, 26 апреля, Казань — заключён в тюрьму по групповому «Делу преподавателей Казанской духовной академии. Казань, 1921 г.»

1921, осень, Москва –– заключён в Бутырскую тюрьму, корпус 7, камера 72

Обвинение

«Нарушение Декрета ВЦИК от 23.01.1918 г. [«Об отделении церкви от государства и школы от церкви»], неподчинение советской власти, чтение лекций по богословию студентам»

Осуждение

1921, 6 октября — приговорён к году принудительных работ

1921, декабрь –– освобождён

Служба / работа / место жительства

1922, 28 февраля, Самара — епископ Самарский и Ставропольский

Арест

1923, 24 февраля, Самара — на полгода заключён в тюрьму «за контрреволюционную агитацию»

1923, 3 августа — постановлением коллегии ГПУ дело прекращено за отсутствием состава преступления

Награды

1923, сентябрь — возведён в сан архиепископа

Арест

1923, 18 сентября, Самара — заключён под стражу

Обвинение

«Распространение антисоветских слухов»

Осуждение

1923 — выслан на 3 года в г. Полторацк (ныне Ашхабад)

1925–1926, г. Красноводск, Туркменская ССР — отбывал высылку, тяжело болел

Служба / работа / место жительства

С 1927, май — член Временного Патриаршего Священного Синода, подписал т. н. «Декларацию»

1928, лето – 1935, Одесса — архиепископ Одесский и Херсонский

Награды

1932, 18 мая — возведён в сан митрополита

Служба / работа / место жительства

1934–1935 — временно управлял Харьковской епархией

Арест

1936, 10 августа — заключён в киевскую следственную тюрьму, затем переведён в московскую Бутырскую тюрьму

Обвинение

«Связался с католическим ксёндзом города Николаева Зноско Христианом Леонтьевичем, с которым вёл переговоры об установлении антисоветского блока путём воссоединения восточной (православной) и западной (католической) церквей на началах унии, с подчинением православной церкви папе Римскому. В повседневной своей деятельности вёл антисоветскую агитацию и в форме контрреволюционных высказываний систематически внедрял антисоветские установки духовенству и церковникам, воспитывая их таким путём в контрреволюционном направлении». Виновным себя не признал

Осуждение

1937, 21 января — Особым совещанием при НКВД СССР за контрреволюционную деятельность приговорён к 5 годам ИТЛ

Исполнение приговора

1937–1938 — отбывал срок в Кылтовской сельхозколонии Ухтпечлага, после крупозного воспаления лёгких почти ослеп

Дата смерти

1938, 23 января, Коми АССР, с. Кылтово — скончался в лагерной больнице

Реабилитация

1992, 26 августа — Прокуратурой Республики Татарстан реабилитирован по делу 1921 г.

Канонизация

2000, август — Архиерейским собором Русской Православной Церкви прославлен в лике святых

День памяти

23 января и 18 ноября (н. ст.)

Почитание

2016, Одесса — во имя сщмч. Анатолия освящён храм в следственном изоляторе

Труды

Обзор лекций по истории Древней Церкви. 1911/12; Курс общей церковной истории; Дельфийская надпись и ее значение в хронологии апостола Павла; Учение святого апостола Павла о Лице Иисуса Христа в Послании к Евреям // ИР НБУВ. Ф. 160. Д. 1428–1430; Ф. 304. Д. 1792.

В. С. Соловьёв как защитник папства // Вера и разум. 1904. № 12–13.

Какое значение имело Преображение Господне в новозаветном строительстве // Волынские епархиальные ведомости. 1904. № 25.

Слово в день годичного поминовения основателей и благотворителей Киевской духовной академии и всех в ней учивших и учившихся. К., 1905.

Письма с Востока // Труды Киевской духовной академии. 1906. № 2.

Слово на пассию в день благовещения Пресвятой Богородицы. К., 1905.

Слово в честь и память св. отца нашего Иоанна Златоуста. К., 1907.

Торжество закладки нового храма в Скиту Пречистой в урочище Церковщина. К., 1907.

Молитвенный подвиг Спасителя в Гефсимании. К., 1907.

Слово в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. К., 1909.

Слово на четвертую пассию. О суде над миром сим. К., 1909.

Профессор Амфиан Степанович Лебедев (Некролог). К., 1910.

Памяти профессора В. В. Болотова // Труды Киевской духовной академии. 1910. № 4.

Профессор К. Д. Попов (Некролог) // Труды Киевской духовной академии. 1911. № 7/8.

Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. К., 1911.

Св. Флавиан, архиепископ Константинопольский, исповедник. К., 1912.

Речь при наречении во епископа. Казань, 1913.

К вопросу о религиозном индифферентизме. Полтава, 1913.

Знаменитый документ. Казань, 1913.

Дельфийская надпись и ее значение для хронологии апостола Павла // Труды Киевской духовной академии. 1913. № 1.

Правила о премии высокопреосвященного Стефана, архиепископа Курского и Обоянского // Православный собеседник. 1914. № 3.

Речь, сказанная при погребении профессора Терновского. Киев, 1916.

Письма к Н. Глубоковскому и А. Бриллиантову // Сосуд избранный. СПб., 1994. С. 259–260, 330–333.

Письма к еп. Василию (Богдашевскому) // Вестник ПСТГУ. История. 2008. № 1. С. 94–98.

Источники:

Документы

1. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 69, 77.

2. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 6. Л. 132.

3. Архив УФСБ Республики Татарстан. Д. 2-10837.

4. Архив ИЦ МВД Архангельской обл. Д. 269-П-38.

5. Архив СБУ по Одесской обл. Д. 17501-П.

6. ЦГИА Украины. Ф. 711. Оп. 1. Д. 9219, 9307, 10909. Л. 1–2 об.; Оп. 3. Д. 2813, 2837, 3876.

Литература

7. Волынские епархиальные ведомости. 1894. № 21. С. 572.

8. Извлечение из журналов Совета Киевской духовной академии. К., 1904–1906, 1911–1912.

9. Церковные ведомости. 1911. № 33. С. 278; 1912. № 3. С. 19; № 24. С. 254; 1913. № 23. С. 321; 1914. № 29. С. 341; Приб. 1913. № 27. С. 1286.

10. Известия по Казанской епархии. 1913. № 22. С. 659; № 26. С. 757, 796; 1914. № 30. С. 913.

11. Журнал Московской Патриархии. 1931. № 1. С. 1; 1932. № 11/12. С. 2; № 7/8. С. 5; 1933. № 14/15. С. 4.

12. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг.: В 6 т. Эрланген, 1979–1989 (М., 2002–2004. Т. 1–3). Т. 1. С. 222–226.

13. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943. Сб. в двух частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994 (им. указ.).

14. Сосуд избранный. История российских духовных школ. СПб., 1994. С. 259–260, 330–332.

15. Тит (Бородин), архим. Житие священномученика Анатолия Одесского. Одесса, 1997.

16. Голубцов С., протодиак. Московская Духовная Академия в начале ХХ в. Профессура и сотрудники. М., 1999. С. 9–10.

17. Шкаровский М. Иосифлянство. Течение в Русской Православной церкви. СПб., 1999. С. 120–121, 147.

18. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1–7. Тверь, 1992–2002. Кн. 4. С. 5–27.

19. Доненко Н., прот. Наследники царства. Т. 1. Симферополь, 2000. С. 6–72.

20. Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001.

21. Жития одесских святых. Одесса, 2001. С. 46–61.

22. Київська духовна академія в іменах: 1819–1924. Т. 1. К., 2015.

23. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819–1920-е гг. Т. 1. К., 2015.

24. Валерий Лавринов, прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.

25. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Том 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. М., 2020.

Электронные ресурсы

26. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века». http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu*fO1WfeiceG*cUy0csSue660hdC0ZeG01s8WXfi1gdO8ctmY*

27. Жертвы политического террора в СССР. https://base.memo.ru/person/show/503958; https://base.memo.ru/person/show/1916010; https://base.memo.ru/person/show/379602

Составил справку

Чертков С. В., сотрудник проекта «Туркестанская Голгофа»