Вы здесь

ЧЕСНОКОВ Сергей Карпович, священник

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Украина
Россия
Казахстан

Год рождения

1900, 25 сентября

Место рождения

Екатеринославская губ., Павлоградский у., с. Юрьевка (ныне ПГТ в Юрьевском поселковом совете Юрьевского р-на Днепропетровской обл. Украины)

Происхождение

Сын крестьянина

Национальность

Русский

Образование

1912 — окончил церковно-приходскую школу

Семейное положение

Жена: Ксения Андреевна (Скоробогатова; ?—1952)

Служба / работа / место жительства

С 1910-е, Тобольская губ. — помогал отцу в хозяйстве

1920–1922, г. Омск — по призыву служил рядовым в РККА

1922–1923, Тобольская губ. — после демобилизации работал с отцом в его единоличном хозяйстве

1923–1931, Омская обл., с. Челкар — псаломщик в храме

1931–1937, Новосибирская обл., г. Славгород — псаломщик в храме

Арест

1937, 29 июля — заключён в тюрьму

Обвинение

«Участник к/р церковно-монархической группы, а/с агитация, вербовка новых членов, распространение провокационных пораженческих слухов о войне с Германией и Японией, призывы к выходу из колхозов, к неучастию в Выборах» [3] Из обвинительного заключения: «По заданию Омского архиерея Алексия (Орлова) приехавший в апреле 1934 г. в Омск благочинный Аполлон Скворцов создал там к/р церковно-монархическую  группу, которая ставила своей задачей борьбу с Советской властью под видом  защиты религии, вовлёк в неё Василия Новикова, С. К. Чеснокова и др. К/р группа сколачивала повстанческие кадры для вооружённого восстания в момент начала войны с Японией, а в мирное время — срыв социалистического производства, создание диверсионных ячеек на ремонтно-тракторном заводе, а также ведение к/р агитации против выборов в Верховный Совет» [4]. По делу были привлечены 3 священника, 1 иеромонах и псаломщик С. К. Чесноков. Все дали признательные показания и, кроме С. К. Чеснокова, были расстреляны

Осуждение

1937, 1 октября — тройкой при УНКВД СССР по Западно-Сибирскому краю по ст. 58-9, 58-10, 58-11 приговорён к 8 годам ИТЛ и 5 годам поражения в правах

Исполнение приговора

1937–1946, Бамлаг НКВД — заключённый

1946, июнь, Джамбулская обл., с. Мерке — выслан после освобождения из лагеря

Служба / работа / место жительства

1947, 22 марта, Алма-Атинская обл., г. Узун-Агач — архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским Николаем (Могилевским) назначен псаломщиком в храм

1947, 17 мая, г. Павлодар — переведён псаломщиком в Христо-Рождественский храм

1947, 21 июня — получил справку о регистрации

Рукоположение

1948 — архиепископом Семипалатинским и Павлодарским Палладием (Шерстенниковым) рукоположён в сан диакона

Арест

1949, г. Павлодар — заключён в тюрьму

Обвинение

«Участник контрреволюционной организации»

Осуждение

1949, 20 июля — Особым совещанием при НКВД СССР выслан в Новосибирскую обл.

Исполнение приговора

1949, июль – 1954, Новосибирская о., Северный р., с. Кордон — работал в колхозе

Служба / работа / место жительства

1955, 20 апреля – 1956, июнь, КазССР, г. Усть-Каменогорск (ныне г. Оскемен) — диакон

1956, июнь – 1957, 20 декабря, г. Чимкент (ныне г. Шымкент) — диакон

Рукоположение

1957, 20 декабря — архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским Иоанном (Лавриненко) рукоположён во священника

Служба / работа / место жительства

1954, 6 июня – 1962, Алма-Атинская обл., ст. Талгар (ныне город) — настоятель храма

1957–1958, с. Тургень — священник в с. Тургень

1962–1966, с. Георгиевка (?) — настоятель храма

1966–1967, г. Щучинск — настоятель храма

1967, 3 марта — почислен за штат

Дата смерти

1970, 6 марта

Реабилитация

1989, май — Прокуратурой Алтайского края реабилитирован по делу 1937 г.

Дополнительно

Характеристика из личного дела, 1955 г.

«Иерей с небольшим образованием, но благодаря усиленной работе над собой по изучению Священного Писания и святоотеческой литературы по своей пастырской деятельности стоит на ряду с лучшими из духовенства епархии. Искренне преданный своему служению, усердный проповедник Слова Божия, рачительный и заботливый хозяин дома Божия, благоговейный, скромный, всегда трезвый и имеющий большую наклонность и желание к принятию иноческого звания. Болезненный» [1].

Источники:

Документы

1. Архив Канцелярии Алма-Атинской епархии, личное дело [П].

2. ЦГА РК. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 89. Л. 52.

Литература

3. Гришаев В. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. Барнаул, 2004. С. 181–187.

Электронные ресурсы

4. Иосиф (Еременко), игум. Духовенство Христо-Рождественского храма г. Павлодара в 1944–1949 годах. http://pavlodar-eparhia.ru/story/igumen-iosif-eremenko-dukhovenstvo-khristo-rozhdestvenskogo-khrama-g-pavlodara-v-1944-%E2%80%93-1949-g

5. База данных ПСТГУ «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.» http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZ...

Составил справку

Иеромонах Иаков (Воронцов), секретарь Комиссии по канонизации святых митрополичьего округа в Республике Казахстан