Вы здесь

(Цедрик Дмитрий Дмитриевич), епископ, священномученик ДАМАСКИН

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Украина
Россия
Казахстан

Дата рождения

1878, 29 октября

Место рождения

Херсонская губ., Одесский у., с. Маяки

Национальность

Украинец

Происхождение

Сын почтового чиновника Дмитрия Ивановича Цедрика (ум. в 1902 г.) и его жены Василисы Поликарповны (1844 г. р., происходила из духовного сословия). Братья: Николай (1876–1925); Аким (1884–1937), капитан парохода, расстрелян; Федор (1888 –1945), осужден на 10 лет ИТЛ; Андрей (младший сын); Анна (в замужестве Бугримова); Варвара; Иван

Образование

1893 — окончил Херсонское духовное училище по первому разряду

1893–1895 — учился в Одесской духовной семинарии

1895 — перешёл в Херсонскую учительскую семинарию

Окончил сельскохозяйственный институт со степенью агронома [16], [39], [34], [46]

1902 — окончил миссионерские курсы при Казанской духовной академии (по ист. [16], [34], [46] — окончил институт Восточных языков в Казани (что неверно, т.к. в Казанской академии владыка изучал азиатские языки))

1905–1909 — слушатель курсов Владивостокского Восточного института по китайско-монгольскому отделу

1918–1919 — слушатель Киевской духовной академии

Служба / работа / место жительства

С 1898, Херсонская губ., г. Береславль — учитель народной школы

1902, г. Казань — регент хора Спасского монастыря [32]

Рукоположение

1902, 9 июня — пострижен в монашество с именем Дамаскин в честь прп. Иоанна Дамаскина

1902, 10 июня — рукоположён во иеродиакона

1902, 30 июня — рукоположён во иеромонаха

Служба / работа / место жительства

1902, 26 октября – 1903, 14 ноября, Забайкальская обл., г. Чита — заведующий Читинским миссионерским училищем

1903, 15 ноября – 1903, 31 декабря, Забайкальская обл., Читинский округ — миссионер в Агинском Николаевском миссионерском стане, учитель в местной миссионерской школе. Переводил богослужебные тексты на бурятский язык, организовал из обращенных бурятов церковный хор

1904, 1 января – 1905, 2 сентября, Забайкальская обл., Баргузинский округ — миссионер в Курумкано-Гагаринском миссионерском стане

С 1904, 3 июня — миссионер в Иргенском миссионерском стане

Награды

1905, 22 января — набедренник

Служба / работа / место жительства

1905, 2 сентября — откомандирован с оставлением в должности для поступления во Владивостокский Восточный институт и вскоре зачислен слушателем этого института

1905, 11 ноября – 1906, 7 ноября, г. Владивосток — учитель пения во Владивостокской мужской гимназии

С 1906, 16 сентября — законоучитель во Владивостокской мужской гимназии

С 1907, 1 февраля — настоятель храма Владивостокского Восточного института, служил также в храме с. Седанки (ныне пригород Владивостока)

1908, ноябрь – 1909, г. Владивосток — настоятель домового храма Владивостокской мужской гимназии. Ездил в Монголию с научными и миссионерскими целями, выучил бурятский, монгольский и китайский языки

1909, 27 сентября – 4 октября, Москва — участвовал в Съезде русских людей, который проходил по инициативе прот. Иоанна Восторгова

1910, 31 мая – 1911, 20 октября, Астраханская губ., Черноярский у., с. Болгун-Сал — настоятель местного храма, миссионер

1911, 20 октября – 1915, Донской архиерейский дом — миссионер среди калмыков

Награды

1914, 13 мая — наперстный крест

Служба / работа / место жительства

1915, январь – 1917 — начальник врачебно-питательного отряда Красного Креста во 2-м передовом отряде Кавказской армии

С 1916 — начальник отряда по борьбе с заразными болезнями

Награды

1916 — орден св. Анны 3-й степени

1917, 2 марта — орден св. Анны 2-й степени

Служба / работа / место жительства

1917, 7–14 июля, г. Сергиев Посад — участвовал в съезде учёного монашества

С 1917, 28 августа — священник 10-го армейского запасного полка

1918, 9 мая — демобилизован

Арест

1918, Орловская губ.

Осуждение

1918 — приговорён к высшей мере наказания. Чудом избежал расстрела

Служба / работа / место жительства

1918, ноябрь – 1919, г. Киев — епархиальный миссионер в Златоверхом во имя Архангела Михаила мужском монастыре

Награды

кон. 1919 — нач. 1920 (по ист. [32] в 1922 г.] — возведён в сан архимандрита архиепископом Таврическим Димитрием (Абашидзе)

Служба / работа / место жительства

1920–1922, Таврическая губ. — настоятель Балаклавского Георгиевского мужской монастыря, активно противостоял обновленчеству, был ближайшим помощником еп. Никодима (Кроткова)*

Арест

1920, г. Симферополь — несколько месяцев провел в тюрьме и был отпущен

1922, г. Симферополь — заключён в тюрьму и привлечен к суду вместе с уволенным на покой архиепископом Димитрием (Абашидзе) и управляющим Таврической епархией архиепископом Никодимом (Кротковым), а также епископом Сергием (Зверевым) и др. священнослужителями

Осуждение

1922, 1 декабря — Трибуналом Верховного суда Крымской АССР оправдан

Арест

1923, Крымская АССР, г. Симферополь — провел в заключении 9 месяцев. Находился в тюрьме с еп. Ейским Евсевием (Рождественским)

Обвинение

«Сопротивление изъятию церковных ценностей»

Осуждение

1923 — Трибуналом Верховного суда Крымской АССР приговорён к высылке за пределы Крымской АССР

Служба / работа / место жительства

1923, Москва — жил в Донском мужском монастыре

Рукоположение

1923, 18 ноября — рукоположён во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии. Хиротонию совершали патр. Тихон (Беллавин), архиеп. Черниговский Пахомий (Кедров), еп. Ананьевский Парфений (Брянских)

Служба / работа / место жительства

С 1924, январь, г. Глухов — епископ Глуховский, викарий и временно управляющий Черниговской епархией

Арест

1924, 15 сентября – 1925, 27 мая, г. Чернигов — тюрьма

Обвинение

«Нелегальная организация структур церковного управления, выступления против обновленчества, поминовение при богослужениях епископов, находившихся в заключении», «к/р пропаганда»

Осуждение

1925, 27 мая — освобождён из под стражи ввиду недоказанности обвинения

Арест

1925, июнь-июль, Черниговская губ. — заключён под стражу по делу «Воздвиженской Неплюевской монархической организации»

Осуждение

1925, август — по ст. 54-10, 54-11 приговорён к высылке в Москву без права выезда

Служба / работа / место жительства

1925, сентябрь – 30 ноября, Москва — жил в Даниловом монастыре

Арест

1925, 30 ноября — заключён во Внутреннюю тюрьму ОГПУ

Обвинение

«Состоял в так называемом "Даниловском синоде" и служил в качестве такового проводником всех указаний двух бывших обер-прокуроров Самарина и Саблера, устраивая совещания между собой для обсуждения вопросов практического проведения Самарино-Саблеровской линии… для обсуждения и корректировки готовящихся к выпуску документов митрополита Петра»

Осуждение

1926, 21 мая — Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по ст. 62, 68 приговорён к 3 годам ссылки в Туруханский край

Исполнение приговора

1926, осень — по дороге в ссылку жил и служил Красноярске, ожидая становления льда [34]

1926–1928, ноябрь, Енисейская губ., Туруханский у., станок Полой (в устье Енисея за Полярным кругом)

Зимой 1927–1928 — встречался с митр. Кириллом (Смирновым)**

1928, 8 ноября — освобождён из ссылки без права проживания в крупнейших городах и округах, а так же в Украине, с прикреплением к определённому месту жительства в течение 3 лет

Служба / работа / место жительства

1928, декабрь – 1929, 27 ноября, Брянская губ, г. Стародуб — служил в Иоанно-Предтеченском храме. Перестал поминать митр. Сергия (Страгородского), был единомыслен с иосифлянами, признавал единственным законным главого храма митр. Петра (Полянского). В письмах призывал митр. Сергия (Страгородского) изменить церковный курс***

Арест

1929, 27 ноября — заключён под стражу и 29 декабря был этапирован в г. Смоленск

Обвинение

«Контрреволюционная оппозиция митрополиту Сергию, руководитель церковной к/р группировки»

Осуждение

1930, 28 мая — Коллегией ОГПУ СССР по Западной обл. приговорён к 10 годам ИТЛ

Исполнение приговора

1930, июнь – 1933, ноябрь, о. Анзер — заключённый в Соловецком лагере особого назначения. Освобождён как полный инвалид

Служба / работа / место жительства

1934, январь-февраль, г. Херсон

До 1934, 1 августа, Черниговская обл., г. Нежин — жил в квартире духовного сына В. П. Ващенко [64]. Возглавлял подпольные общины в Украине и России, назначал благочинных в Киеве и Вятской епархии

Арест

1934, 1 августа — заключён в тюрьму

Обвинение

«Организованная работа, направленная против мероприятий Советской власти, член к/р нелегальной организации церковников "Истинно Православная Церковь"»

Осуждение

1935, 15 февраля — Особым совещанием при НКВД СССР приговорён к 3 годам ссылки в Северный край

Служба / работа / место жительства

1935, февраль – 1936, 2 марта, г. Архангельск, деревня 3-я Соломбальская, д. 10 — окормлял большую часть последователей отделившегося еп. Виктора (Островидова) в Вятской епархии, по его благословению организовал в Вятских местах тайный монастырь

Арест

1936, 3 марта, г. Архангельск

Обвинение

«Нелегально возглавил "Вятскую епархию Православной Церкви викторианской ориентации, нелегально руководил таковой через к/р группу церковников, давая им указания контрреволюционного характера»

Осуждение

1936, 27 октября — Особым совещанием при НКВД СССР по Кировской области по ст. 58-10 приговорён к 5 годам ИТЛ

Исполнение приговора

1936, 17 апреля — прибыл в тюрьму г. Киров

1936, 7 декабря – 1937, 13 августа, Казахская ССР — бухгалтер в Бурминском отделении Карлага ЕКВД

Арест

1937, 13 августа — за празднование Пасхи с соузниками

Обвинение

«Антисоветская агитация, организация нелегальных сборищ»

Приговор

1937, 10 сентября — Особой тройкой при УНКВД СССР по Карагандинской обл. приговорён к высшей мере наказания

Исполнение приговора

1937, 15 сентября — расстрелян****

Реабилитация

1989, 3 мая — по делу 1936 г.

1990, 6 апреля Прокуратурой г. Караганды по делу 1937 г.

Канонизация

1981 — канонизирован РПЦЗ

2000, 13–16 августа — прославлен по представлению Алма-Атинской епархии решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви как священномученик

День памяти

В Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской в первое воскресение, начиная с 7 февраля (25 января по ст. ст.)

В Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских в первое воскресение после 16 сентября (3 сентября по ст. ст.)

15 сентября (2 сентября ст. ст.) — день мученической кончины (1937 г.)

Дополнительные сведения

* По ист. [67] о. Дамаскин был назначен настоятелем Георгиевского монастыря в Екатеринодаре, но там было подворье Георгиевского Балаклавского монастыря. Также автор указывает, что находясь в Екатеринодаре о. Дамаскин выполнял обязанности викарного епископа, т. к. местный архиерей Иоанн (Левицкий) уклонился в обновленчество.

Известно об открытом письме архим. Дамаскина к еп. Иоанну, которое имело хождение в Кубанской епархии и удерживало многих священников он малодушного шага. Также в Екатеринодаре он написал апологетическую работу «Правда о Живой Церкви» для верующего народа, в которой давалось детальное разъяснение, почему обновленчество отклонилось от православия.

Польский пишет, что Дамаскин был назначен настоятелем подворья Георгиево-Балаклавского монастыря в Крыму, близ Севастополя, хотя на самом деле там был сам монастырь. Также он пишет, что Дамаскин сидел в тюрьме на Кубани вместе с епископом Евсевием

по ист. [32] Был настоятелем георгиевского монастыря в Крыму, но основным местом пребывания архим. Дамаскина было Георгиевское подворье в Екатеринодаре (Краснодаре)

** Существует несколько версий о времени встречи епископа Дамаскина с митрополитом Кириллом.

По ист. [46], [25] это произошло зимой 1928 г.

По ист. [67] в августе 1927

По ист. [35] сведения о времени встречи в Полое святителей Кирилла и Дамаскина носят противоречивый характер. Временем встречи она указывает и зиму 1925, и лето 1927 г.

Однако известно, что зимой 1925/1926 года священномученик Кирилл находился еще в Зырянской ссылке, а зимой 1926/1927 года — в Вятской тюрьме. Приговор митрополиту Кириллу был вынесен Особым совещанием только 28 марта 1927 года.

После этого святитель Кирилл, согласно его собственным словам, был в тот же день экстренным поездом отправлен в Новосибирск, а оттуда в Красноярск

Однако в Красноярске ему, по всей видимости, пришлось задержаться на несколько месяцев, поскольку далее, в Туруханск, он был отправлен первым пароходом, то есть в начале лета 1927 года, когда на нижнем Енисее начинается навигация. Таким образом, если полойская встреча двух святителей действительно произошла зимой (о чем она пишет весьма уверенно), то это может быть только зима 1927/1928 года

(с учетом того, что фактически зима в Туруханском крае начинается уже в сентябре).

*** Существуют разные предположения о времени разрыва общения с митр. Сергием.

По ист. [58 вып. 9], [68], [72], [75] — вл. Дамаскин, получив распоряжение митрополита Сергия о необходимости предоставления духовенством в органы власти сведений о церковных общинах, прекратил поминовение митрополита Сергия за богослужением с апреля 1929

по ист. [32] в докладной записке сотр. секретного отдела ОГПУ — с апреля 1929 начал вести энергичную подготовку к открытому разрыву с Сергием

По ист. Шкаровский. [62] в конце лета, [65] летом 1929 г., после получения ответа от митр. Петра, не благословляющего поминать митр. Сергия

по ист. [58 вып. 10] в послании к архиеп. Серафиму (Самойовичу), датированном 15 апреля 1934 г., вл. Дамаскин пишет: «… я прошел весь этот путь, порвавши с литургическое общение с м. Сергием по возвращении из ссылки 1 января 1929 г., и словесно и письменно обратившись к нему с увещаниями».

1е письмо митр. Сергию датировано апрелем-маем 1929 г. (Пасхальное послание.), а 2е письмо было написано 14 октября 1929 г.

Можно предположить, что разрыв произошел в октябре 1929 г.

**** Существуют несколько недостоверных версий кончины еп. Дамаскина. [34] По одной из них осенью его вместе с этапом везли на далекий север (после 1934 г.) Где то на берегу реки заключенных ждал паром. В последнюю минуту привели еще одного священника, одетого в один подрясник. Епископ Дамаскин снял с себя верхнюю рясу со словами «у кого две одежды, дай неимущему» и закутал в нее священника. Но надорванное здоровье не выдержало стужи и он умер на этом пароме. Его тело завернули и опустили на дно сибирской реки.

По другой версии, рассказанной келейником еп. Дамаскина, которую он слышал от священника, знавшего владыку. Согласно ей, Владыку Дамаскина заключили в одну из сибирских тюрем. Из общей камеры перевели в штрафную одиночку — без окон, без освещения. На полу камеры — замерзшая вода, стены покрыты инеем. В этом холоде и мраке епископ находился до того момента, пока не получил обморожение ног третьей степени и началась гангрена. В тюремном лазарете епископ Дамаскин скончался об общей гангрены на почве отморожения ног.

Труды

Дамаскин, иеромонах. Описание буддийского рая Сукавади. Рукопись. Архив ПСТГУ. (В настоящее время рукопись передана для хранения в музей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, г. Москва).

«Донские калмыки (Из впечатлений миссионера)». Донские епархиальные ведомости. 1913. № 9. С. 289–292; 1913. № 29. С. 850–856.

Более 150 писем и посланий.

Источники:

Документы

  1. Архив типографии Джорданвильского монастыря
  2. Архив УФСБ по Брянской обл. Д. П-8979.
  3. Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-9730
  4. ГА Карагандинской обл. Д. 3422.
  5. ГАРФ. Оп. 1. Д. 5973.
  6. ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263, 343.
  7. ГДА СБ Украины, г. Чернигов, Ф. П-11588, т. 1, д. 256383, л. 80-81; л. 107-об, л. 108-112, л. 116; Ф. П-11588, т. 2, д. 256383, л. 183, л. 193–193-об, л. 202-202-об; Ф. П-10951, д. 37/882. Ныне эти следственные дела хранятся в Государственном архиве Черниговской области
  8. РГВИА. Ф. 12365. Оп. 7. Д. 138 (Об отряде о. Дамаскина по борьбе с заразными болезнями в Джульфинском направлении)
  9. РГВИА. Ф. 12685. Оп. 3. Д. 37
  10. РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 122, 323; Ф. 831. Оп. 1. Д. 211, 218;
  11. ЦА ФСБ. Д. 3677, Р-31265.
  12. ЦА ФСБ. Д. Н-3677. Т.5. Т.7.
  13. ЦА ФСБ. Д. Н-7377. Т. 9. С. 65-66;
  14. ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Д. 11107.
  15. ЦТИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Д. 11107

Литература

  1. Акты святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей церковной власти: 1917 — 1943. сост. Губонин, Михаил Ефимович, Москва: Издательство ПСТБИ . М., 1994. С.402, 809, 856–857, 920, 948, 970. [П]
  2. Архипкин В, иер. Новомученики и Исповедники Российские, убиенные на Лисьей балке. Чимкен [П]
  3. Астраханские епархиальные ведомости. 1910. № 12. С. 106 [П]
  4. Астраханские епархиальные ведомости. 1911. № 21. С. 183 [П]
  5. Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова) / авт.-сост. О. В. Косик. Т. 1–2. М., 2005. [П]
  6. Дамаскин (Христенсен) иеромон. 1994. «Надежда.» Русский паломник 9: 69-72. Chico (California): Издание Валаамского общества Америки.
  7. Донские епархиальные ведомости. 1914. № 18. с. 345 [П]
  8. Ермилов П. В. Образ Церкви в творениях священномученика Дамаскина Цедрика // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. [П]
  9. Житие и страдания новосвященномученика епископа Дамаскина Глуховского (по книге протопресвитера Михаила Польского «Новые Мученики Российские» и по иным малым свидетельствам) // Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей (Мюнхен). 1991. № 4. С. 7 [далее — Вестник];
  10. Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. [П]
  11. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917 — 1956. Биографический справочник. Кн. 5 (Д). М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. с. 26-32 [П]
  12. Забайкальские епархиальные ведомости. 1904. № 12. С. 63 [П]
  13. Забайкальские епархиальные ведомости. 1904. № 13. С. 13 [П]
  14. Забайкальские епархиальные ведомости. 1904. № 9. С. 45
  15. Косик О. В. Год в Стародубе: По материалам следственного дела сщмч. епископа Дамаскина (Цедрика) // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы 2002 г. М., 2002. С. 263—267.
  16. Косик О. В. Дальневосточный период служения священномученика епископа Дамаскина (Цедрика) .Материалы ХХХIV Крашенинниковских чтений [П]
  17. Косик О. В. Истинный воин Христов: Книга о священномученике епископе Дамаскине (Цедрике). М.: Изд-во ПСТГУ, 2009 [П]
  18. Косик О. В. Миссионерское служение священномученика Дамаскина (Цедрика) в начале XX в. (Вступ. ст., публ. и примеч.) // Вестник ПСТГУ: II № 2 (27). 2008. С. 87 — 109 [П]
  19. Лопушанская Е. Н. Епископы-исповедники и патриарх Сергий: Послания Глуховского епископа Дамаскина // Церковный вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата. 1952. № 1 (34).
  20. Лопушанская Е. Н. Епископы-исповедники. Сан-Франциско, 1971. с. 36- [П]
  21. Лопушанская Е. Н. Светлой памяти епископа Дамаскина и Киевского духовенства // Церковная жизнь (Мюнхен). 1950. - № 9-10. Сентябрь-октябрь.
  22. Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. [П]
  23. Мануил (Лемешевский), митр. Каталог русских архиереев-обновленцев // «Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2002. С. 932.
  24. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.3. С.12–14. [П]
  25. Медведев Г. Н., Медведева Н.А. От южного города до «Южного городка»// Богословский сб. М., ПСТБИ. 2001. N 8. С.364–394.
  26. Миссионерское обозрение. 1911.
  27. Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слёз…»: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.280.
  28. Письма протоиерея Иоанна Восторгова обер-прокурору Св. Синода П. П. Извольскому 1907–1908
  29. Письмо Епископа Глуховского Дамаскина (Цедрика) Митрополиту Сергию (Страгородскому). Оп.: Предъ судомъ Божиiмъ. Русская Православная Зарубежная Церковь и Московская Патрiархiя. Монреаль, 1990 г., стр. 12-27.
  30. Письмо священномученика архиепископа Николая Владимирского к священномученику епископу Дамаскину Стародубскому (Вступ. ст., публ., коммент.) // Вестник ПСТГУ. Вып. 13. М., 2005. С. 265—285. [П]
  31. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.157–163. [П]
  32. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.43, 284. [П]
  33. Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского). Издательство: Данилов мужской монастырь. 2010 С. 434
  34. Православная Русь. Газета. 1981, № 10, с. 6-11
  35. Правые партии: Документы и материалы. Т. 1. М., 1998.
  36. Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208с., илл. С.169–171, 187-188 [П]
  37. Пуцко В. Г. Глуховский епископ Дамаскин // Московский журнал. 2002. № 10. [П]
  38. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.138.
  39. Ростов, Алексей. 1979. «Встречи с будущими мучениками и исповедниками.» Русское возрождение 7-8: 64-70. Париж/Москва/ Нью-Йорк.
  40. Сборник Съезда Русских людей в Москве 27 сентября — 4 октября 1909 года. М., 1910. С. 221.
  41. Свет Православия в Казахстане. Приложение. Календарь Казахстанских новомучеников (январь-сентябрь). Издание Алма-Атинской епархии. 2002. № 6 (91) с. 26-29 [П]
  42. Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская. М., 2008. [П]
  43. Совершается суд Божий над Церковью и народом русским…. Архивные материалы к житию священномученика Дамаскина, епископа Стародубского (1877—1937) / Вступ. ст., публ., коммент О. В. Косик // Богословский сборник. Вып. 9. М., 2002. С. 322—375; Вып. 10. М., 2002. С. 432—470; Вып. 12. М., 2003. С. 280—301. [П]
  44. Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001г. Издание Соловецкого монастыря.
  45. Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 282–283. [П]
  46. Шкаровский, М. В. Иосифлянское движение в Киеве в первой половине 1930-х гг.: священник Димитрий Шпаковский и епископ Дамаскин (Цедрик). Труди Київської духовної академії 2011. 14: 204–222.
  47. Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб., 2006. [П]
  48. Шумило В. В. Жизнь и служение Церкви священномученика епископа Дамаскина (Цедрика) до его хиротонии в 1923 году.” Rocznik Teologiczny 57/1: 5-26. Литература 2015. [П]
  49. Шумило В. В. Служение Церкви священномученика епископа Дамаскина (Цедрика) после его хиротонии в 1923 году. Rocznik Teologiczny LVIII — z. 2/2016 s. 173-218
  50. Шумило В. В. Схиархимандрит Лаврентий и его время. Очерк церковной истории Черниговщины (1868 — 1950 гг.). Чернигов: Вера и Жизнь. 2001 [П]
  51. Шумило С. В. «Умереть за Христа. Новомученики земли Черниговской.» Троїцький вісник 1-2 (32-33 218 Виталий Шумило - Січень-лютий): 3-4. Видання Чернігівської єпархії УПЦ 1997.
  52. Шуміло В. Єпископ Глухівський та Ніжинський Дамаскін (Цедрик) як один із головних ідеологів ІПЦ в Україні. // Сiверянський лiтопис, науковий журнал. 2020, № 1 (153). с. 28-60 [П]

Электронные ресурсы

  1. Древо. Открытая православная энциклопедия. https://drevo-info.ru/articles/15926.html
  2. Епископ Дамаскин. Рождественское послание 1935 г. Архив семьи Медведевых. http://www.eshatologia.org/672-rozhdestvenskoe-poslanie.html
  3. Карагандинская епархия. http://eparhia.kz/node/123
  4. Косик О. В. Архиерейское служение Священномученика Дамаскина (Цедрика) в Черниговской Епархии (1923 — 1925) // Церковные ведомости. http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1160. [П]
  5. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.: БД ПСТГУ. http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xb...
  6. Открытый список. БД. https://ru.openlist.wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BA_%D0%94%D0%...(1877)
  7. Открытый список. БД. https://ru.openlist.wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BA_%D0%94%D0%...(1878)
  8. Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/168696.html
  9. Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/171335.html
  10. Разрядный список учеников VI класса Одесской духовной семинарии, окончивших курс учения в 1898 г. // Сайт Бовкало А. А. https://petergen.com/bovkalo/duhov/odessasem.html
  11. Список Новомучеников и Исповедников Российских: Утвержден Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 г. / Троицкий Православный Русский Календарь на 1995 г. Джорданвилл, Нью-Йорк: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1994. https://spbda.ru/publications/mihail-shkarovskiy-problemy-proslavleniya-...
  12. Шумило В. «Претерпевый до конца» (Мф. 10,22). Жизнеописание новосвященномученика епископа Дамаскина (Цедрика) (+ 2/15 сентября 1937 г.). К 80-летию мученической кончины // Библиотека портала Credo.ru https://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=3592

Составил справку

Ивашко М. Л., специалист проекта «Туркестанская Голгофа»