Вы здесь

БАГРЕЦОВ Леонид Михайлович, в обновленчестве протоиерей

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Россия
Латвия
Казахстан

Дата рождения

1874, 28 марта

Место рождения

Московская губ., г. Сергиевский Посад

Происхождение

Сын протоиерея

Национальность

Русский

Образование

1894 — окончил Вифанскую духовную семинарию

1898 — окончил Московскую духовную академию

1902 — утверждён в степени кандидата богословия

Служба / работа / место жительства

С 1899, 15 октября — помощник инспектора Харьковской духовной семинарии, титулярный советник

1906–1908 — инспектор Харьковской духовной семинарии, секретарь редакции журнала «Вера и разум», коллежский асессор

Награды

1900-е — орден св. Станислава 3-й степени

1907 — орден св. Анны 3-й степени

Служба / работа / место жительства

С 1908, 11 декабря — преподаватель в Черниговской духовной семинарии

С 1909, 20 июля — инспектор Александровской миссионерской духовной семинарии

С 1910 — преподаватель в Воронежской духовной семинарии

1911, 3 февраля, Костромская губ. — смотритель Макарьевского духовного училища, надворный советник

С 1915 — преподаватель в Рижской духовной семинарии, статский советник

1915, г. Нижний Новгород — эвакуирован с семинарией

Участие в расколе

С 1923, Москва — примкнул к обновленчеству, рукоположён в сан священника, возведён в сан протоиерея, настоятель храма Знамения в Переяславской слободе, затем настоятель храма Николая Чудотворца в Кобыльском

1933–1935, Москва — настоятель храма прп. Василия Исповедника

1935 — заключён в тюрьму, лжесвидетельствовал против православных священников

1936 — лжесвидетельствовал против иером. Гурия (Осипова) и монахинь

С 1936, Москва, ул. Международная, д. 10, кв. 3 — настоятель храма прп. Пимена Великого в Новых Воротниках, затем храма апостолов Петра и Павла в Лефортове

Арест

1937, 10 мая — 4 отд. УГБ УНКВД Московской обл. заключён в тюрьму. По делу также проходили: протоиереи Никольский Феодосий Степанович (1872 г. р.) и Соколов Владимир Иванович (1883 г. р.), Филатов Геннадий Константинович (1906 г. р.), Голов Павел Константинович (1894 г. р.), Крылова Елизавета Алексеевна (1891 г. р.)

Обвинение

«Является участником контрреволюционной группировки церковников, среди окружающего населения распространяет контрреволюционные слухи о якобы проводимом гонении на верующих и духовенство в СССР»

Осуждение

1937, 2 июня — Особым совещанием при НКВД СССР приговорён к 5 годам ссылки в Казахстан

Арест

1937, 15 ноября, Восточно-Казахстанская обл., Бескарагайский р., пос. Семиярск — РО НКВД заключён под стражу

Обвинение

«Член к/р группировки церковников, которые, находясь в ссылке в пос. Семиярск, систематически проводили а/с агитацию, для чего и организовались в группу»

Осуждение

1937, 25 ноября — тройкой при УНКВД СССР по Восточно-Казахстанской обл. приговорён к высшей мере наказания

Дата смерти

1937, 28 ноября, Казахская ССР, близ г. Семипалатинск — расстрелян

Реабилитация

1966, 26 марта — судом Семипалатинской обл. реабилитирован по второму делу 1937 г.

2009, 8 октября — Прокуратурой г. Москвы реабилитирован по первому делу 1937 г.

Труды

Несколько слов по поводу «Двух характерных писем», присланных преосвященному Амвросию, архиепископу Харьковскому и Ахтырскому. Харьков, 1901.

К вопросу о пошлинах при рукоположении и канонической подати // Гродненские епархиальные ведомости. 1901. № 22, 24.

Современное устройство прихода по сравнению с древнерусским его устройством. Гродна, 1902.

Высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Харьковский и Ахтырский. Харьков, 1903.

Взаимноотношение между Церковию земною и небесною // Вера и разум. 1903. № 14.

Раскольнические типы в беллетристических произведениях П. И. Мельникова-Печерского. СПб., 1904.

Положение христиан в Римской империи при императоре Марке Аврелии. Гродна, 1904.

Очерк архипастырской деятельности высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, во время его пятилетнего управления Казанскою епархиею, в связи с общим обзором его святительского служения. Харьков, 1905.

Потому ли продолжается русский старообрядческий раскол, что к «делу свободы и жизни» — к делу Церкви — примешивается принудительная сила? Харьков, 1906.

Этика Спинозы с философской точки зрения. Харьков, 1906.

О значении православных братств в наше время и необходимости открытия большого количества отделений. Харьков, 1908.

Несколько слов по истории появления идеалистической философии Джоржа Беркли. Харьков, 1908.

Отношение искусства к науке и жизни с христианской точки зрения. Харьков, 1908.

Положение древнерусской женщины-христианки. Харьков, 1908.

Ульрих Цвингли (характеристика). Харьков, 1909.

Смысл символики, усвояемой св. отцами и учителями церкви христианскому храму и его составным частям. СПб., 1910.

Художественные перлы Толстовского евангелия. Владикавказ, 1910.

Письмо к архиеп. Анастасию (Добрадину) // Воронежские епархиальные ведомости. 1912. № 29. С. 12.

Возражение Юма против тождественности личности и их разбор.

О печатном слове по заветам в Бозе почившего архиепископа Харьковского и Ахтырского Амвросия.

Плач пророка Иеремии (исагогико-экзегетический очерк).

Двенадцатый археологический съезд в г. Харькове.

Несколько слов по поводу современных толков о «Епархиальных ведомостях».

Источники:

Документы

1. ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 8964 (П-20402).

2. ЦГАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 179; Ф. 2303. Д. 14. Л. 6–9, 26, 40, 49, 170–173; Д. 231. Л. 1 об.

3. ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 59. Л. 90.

Литература

4. Листок для Харьковской епархии. 1903. № 14. С. 425.

5. Церковные ведомости. 1906. № 26. С. 336; № 18. С. 132.

6. Вера и разум. 1906. № 2. С. 65; 1909. № 6. С. 772.

7. Справочная книга для Харьковской епархии. Харьков, 1908. С. 17–18.

8. Владикавказские епархиальные ведомости. 1909. № 19. С. 297–298.

9. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий, смотрителям духовных училищ и их помощникам, монашествующим преподавателям духовных семинарий и училищ и священнослужителям при наших заграничных церквах на 1913 год. СПб., 1913. С. 71.

10. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской Империи. СПб., 1916. С. 1317.

11. Мелехова Г. Насельник Николо-Угрешского монастыря иеромонах Гурий (Осипов) // Церковь. Богословие. История: материалы VI Всероссийской научно-богословской конференции. Екатеринбург, 2018. https://ugresha.org/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/item/1985-galina-melekhova-kandidat-istoricheskikh-nauk-naselnik-nikolo-ugreshskogo-monastyrya-ieromonakh-gurij-osipov-k-80-letiyu-konchiny.html

Электронные ресурсы

12. Жертвы политического террора в СССР. https://base.memo.ru/person/show/2944381

13. Открытый список. https://ru.openlist.wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(1874)

14. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века». http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu-c8DUdSOicW09dOuhe8EUX8XZc8affe8ctk*

15. Энциклопедия «Древо». https://drevo-info.ru/articles/13676507.html

Составил справку

Чертков С. В., сотрудник проекта «Туркестанская Голгофа»