Вы здесь

БАБЕНКО Петр Иванович

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Киргизия

Год рождения

1869 (1850 [3])

Место рождения

Семиреченская обл., Пишпекский у., г. Токмак.

Происхождение

Родственник прпмч. Илариона (Цурикова)

Служба / работа / место жительства

До 1930 — крестьянин в родном городе. Согласно следственному делу [1], «кулак, за последнее время имущество уменьшалось в силу раздела с сыновьями и продажи. По религиозному убеждению тихоновец».

Арест

1930 — арестован за то, что укрывал монахов и устраивал нелегальные богослужения на своей пасеке в 30 км от г. Токмака близ поселка Александровка

Обвинение

«Контрреволюционной деятельности» как «участник контрреволюционной организации».

Осуждение

1930, 21 января — предан суду особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Средней Азии, переведён во Фрунзенский Центральный исправительный трудовой дом.

1930, 2 февраля — начато новое следствие.

1930, 9 июня (?) — осуждён особой тройкой ППОГПУ по Средней Азии по ст. 58-10

Приговор и дальнейшая судьба неизвестны.

Дополнительные сведения

Из обвинительного заключения (Архивное дело 8402-оф 1930 г.): «Допрошенные по этому поводу обвиняемые: Лоба [прпмч. Иоанн (Лаба)] — на следствии показал: находясь на Кавказе, после приезда из Турции, где он проживал до 13 года, при монастыре, откуда был выслан… сроком на 3 года в Нарымский край, откуда прибыл по освобождению в 28 году в г. Токмак и поселился на пасеке Бабенко, который с объятиями его принял. Бабенко не раз посещал эту пасеку, в беседах имели разговор о значении и задачах, которые выставляет перед собою “имяславия”, и что сейчас происходит гонение на религии и для того, чтобы спасти душу, они решили уединиться. Бабенко, при их договоренности с переездом на пасеку заверял их, что он будет им помогать материально, пусть они ни о чем не беспокоятся, что не долго то время, когда будет снова свободнее жить. […] И о том, что Бабенко является их единомышленником, благодаря этого то единомышлия они и устроились у него на пасеке […] Допрошенный в качестве свидетеля Тронев Петр показал, что […] были случаи, когда Бабенко Петр приезжал на пасеку и говорил, что в настоящее время живется крестьянству очень плохо, обижают налогами и т.д. Монахи на это отвечали: “этому пришло время, об этом говорит священное писание”. Бабенко, в обновленческую церковь не ходил, а временами служит у себя на квартире. Во время богослужения его посещали сторонники тихоновщины. Насколько Бабенко известен Тронину, у него советского ничего нет. Цуриков [прмч. Иларион] Бабенку является родственником, который и приютил монахов — дав им убежище, снабжал их изредка продуктами, убежище нашли у Бабенко лишь потому, что они являются со старыми взглядами и, чтобы избавиться от преследований, он их, Бабенко и приютил […] Допрошенный Бабенко Петр в качестве обвиняемого показал: он принадлежит к тихоновцам, и что у себя на дому устраивал моления. Обновленческую церковь пренебрегал. Также не отрицает того, что он устроил на пасеке принадлежащей ему монахов Лоба, Цурикова и других, первых зная, что они были в ссылке за к/р деяния как принадлежащие организации “Имяславия”, но отрицает какое-либо участие в совместной к/р деятельности с этими монахами […] Допрошенные в качестве свидетелей: Бабенко Василий Петрович и Бабенко Николай Петрович (сыновья Бабенко Петра) не отрицают того, что их отец свой дом превратил в молельню и что он пренебрегал обновленческую церковь. Ранее эксплоатировал чужой труд и что в целях укрывательства монахов их отец Бабенко Петр, дал убежище указанным монахам. […] Принимая во внимание вышеизложенное обстоятельство и то, что переименованные монахи принадлежат к организации “имяславия”, последняя всемерно содействовала оперировавшему бандитизму в свое время на Кавказе и не исключена возможность возобновления ими этой к/р деятельности. Оплачкин и Бабенко, — по социальному положению являются кулаками, укрывали этих монахов, чем и способствовали развитию их деятельности, а поэтому вышеуказанных монахов, Оплачкина и Бабенко Петра признать социально опасными и предать суду Особой Тройки при ППОГПУ в Средней Азии по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, куда и направить настоящее дело с перечислением за ней обвиняемых, которых с сего числа перевести в Фрунзенский ЦИДТ» [1].

Источники:

Документы

1. ЦГА КР Ф. 2678. Оп. 2. Д. 4. Л. 1–7. (Архивное дело 8402-оф на Лоба Ф. — 21.01.30 г.) [П]

Литература

2. Киргизстанский мартиролог: Новомученики и исповедники Церкви Русской, репрессированное духовенство, церковнослужители, монашествующие и миряне, родившиеся, служившие, пострадавшие в Киргизстане в XX веке / Сост. Е. Е. Озмитель. Бишкек: Нео Принт, 2017. С. 191.

Электронный ресурс

3. Сайт общества «Мемориал». http://lists.memo. ru/index2.htm