Дата рождения
1889
Место рождения
Самарская губ., Николаевский у., с. Савельевка
Происхождение
Сын диакона (затем архиепископа) Николая Васильевича Амасийского
Национальность
Русский
Образование
1901 — исключён из Николаевского духовного училища за недисциплинированность
1904 — окончил Вольское духовное училище
1905, осень — исключён из Самарской духовной семинарии за активное участие в студенческих забастовках
Семейное положение
Жена: Ольга Ивановна (Ахматова); дети: Александр, Нина, Вера, Сергей.
Служба / работа / место жительства
С 1907, Самарская губ., Николаевский у., с. Семёновка — псаломщик в Никольском храме
С 1914, Самарская губ., Николаевский у., с. Семёновка — диакон в Никольском храме
С 1917, г. Николаевск — настоятель храма
С 1918, Саратовская губ., Перелюбский р-н, с. Смородинка — настоятель Казанского храма
Участие в расколе
1922 — перешёл в обновленчество
Служба / работа / место жительства
С 1923, г. Пугачёв, ул. Чапаевская, д. 68 — после покаяния принят в Православную Церковь в сущем сане, клирик Иоанно-Предтеченского «старого» собора
С 1931 — окружной благочинный
Арест
1934, 1 октября — заключён под стражу
Обвинение
«Зная о контрреволюционной деятельности участников контрреволюционной группы Самуилова, Заседателева и Смирнова и являясь соучастником нелегальных сборищ контрреволюционной группы, не поставил об этом в известность соответствующие советские органы, укрыв это от последних в контрреволюционных целях»
Осуждение
1935 17 марта — Особым совещанием при НКВД СССР по ст. 58-12 приговорён к 3 годам ссылки в Казахстан
Служба / работа / место жительства
С 1935, Павлодарская обл., Бескаргайский р-н, пос. Майское — конюх на руднике
Арест
1937, 25 ноября — заключён под стражу
Обвинение
«Находясь в ссылке на Мойском руднике, под руководством Мишутина и Ребезы проводили контрреволюционную работу, направленную против советской власти, а именно: распространяли агитацию, что конституция в СССР существует только на бумаге для обмана трудящихся, на деле она не выполняется. При объявлении перевыборной кампании, с целью компрометации избирательного закона говорили: “Пишут широкую демократию, что все выборы будут проводиться трудящимися, а в действительности выдвигают кандидатов сами, и не того, кого хотят трудящиеся”. Не примиряясь с советской властью, они распространяли слухи, что: “Советская власть — это временное явление и вскорости она должна пасть, восстановится власть старых порядков, где религия будет развита в широкой мере, поэтому сейчас надо усиливать религиозные служения”»
Осуждение
1937, 1 декабря — тройкой УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. приговорён к 10 годам ИТЛ
Дата смерти
1938, 26 декабря — скончался в лагере
Реабилитация
1956, 17 мая — Президиумом Павлодарского областного суда реабилитирован по делу 1937 г.
1988, 10 октября — Президиумом Саратовского областного суда реабилитирован по делу 1934 г.
Канонизация
2000, август — причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Память совершается 26 декабря
Источники:
Документы
1. Архив ДКНБ по г. Павлодару и Павлодарской обл. Д. 0789.
2. Архив УФСБ Саратовской обл. Д. 22580.
Литература
3. Православие и современность. № 30 (46). https://eparhia-saratov.ru/Articles/my-obyazany-vesti-religioznoe-delo
Электронные ресурсы
4. Энциклопедия «Древо». https://drevo-info.ru/articles/22825.html
Составил справку
Чертков С. В., сотрудник проекта «Туркестанская Голгофа»