Вы здесь

(Ахлестин Михаил(?) Андреевич), иеромонах МИХАИЛ

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Россия
Казахстан
Узбекистан

Дата и место рождения:
1891 (1892), 5 ноября  — родился в с. Новинки Мышкинского уезда Ярославской губ.

Происхождение:
Из крестьян.

Образование/местожительство:
1902 — отправлен к родным в С.-Петербург.
1903-1909 — обучался у золотых дел мастера.
1909–1914 — послушник Валаамского Cпасо-Преображенского монастыряна о. Валааме в Ладожском озере.
1909–1911 — учился на Богословских курсах при Валаамском монастыре. 
1914–1918 — служил в действующей армии, вышел в отставку в чине унтер-офицера.
1918–1919 — трудник Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря на ст. Шемановка Южно-Уссурийского округа Приморской обл.
1919–1920 — проживал в г. Спасске Приморской обл., работал в частной часовой мастерской.

Служение/рукоположение:
1920–1924, 26 ноября — послушник Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря.
1924–1926 — после закрытия монастыря служил псаломщиком в г. Спасске.
1926 — рукоположен во диакона, затем во иерея епископом Пантелеимоном (Максуновым).
1926–1930 — служил в церкви г. Александровска-Сахалинского на о. Сахалин.
После закрытия церкви работал сторожем лесозаготовительного участка, проживал в г. Александровске-Сахалинском.

Репрессии:
Арест/осуждение:

1930 1933, 18 октября — арестован. 
1933, 11 декабря — осужден тройкой (по ст. 58–10). Приговорен к 5 годам лишения свободы.
Исполнение приговора:
Вероятно, отбывал срок в Средней Азии.

Местожительство:
После освобождения проживал в г. Ташкенте Узбекско ССР, трудился сторожем при церкви в пригороде г. Ташкента.

Репрессии:
Арест/осуждение

1938, 1 января — арестован.
1938 — осужден по ст. 58–10; приговорен к 5 годам ИТЛ.
Исполнение приговора
1938–1943 — находился в заключении в Колымских лагерях Магаданской обл.
1943–1953 — находился в ссылке в г. Магадане.

Пострижение:
1938 — в заключении принял тайный постриг в (на лесоповале).

Местожительство:
1953 — после освобождения три месяца проживал при храме в г. Алма-Ате Казахской ССР.
1953–1957 — проживал в г. Буденновске Ставропольского края, работал сторожем на огородах.
1958 — проживал в с. Свободное Камышинского  р-на Кустанайской обл. Казахской ССР..

Служение:
1958, июнь–август — священник Христорождественской церкви г. Хабаровска.
1958, август–1959, апрель — священник Вознесенской церкви г. Улан-Уде Хабаровского края.
1959, 11 апреля — уволен за штат.
1959, 31 июля–1960, 30 сентября — служил в церкви с. Палищи Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл.
1960 — обвинен в «реакционности и фанатизме», снят уполномоченным по делам РПЦ с регистрации; вновь уволен за штат.
1960–1980 — проживал в затворе в с. Палищи.
1980–1984, 7 октября — проживал в с. Великодворье Гусь-Хрустального р-на.
1984, 7 октября — дата кончины.
Похоронен за за алтарем Пятницкого храма с. Великодворье Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл.

Дополнительные сведения:
Рано оставшись сиротой, мальчик был отправлен в Санкт-Петербург, где его отдали в ученики золотых дел мастеру. Позднее о. Михаил вспоминал тяжелую руку мастера с золотым перстнем... Суровая жизнь сироты не озлобила мальчика, но научила любить Бога. Однажды во дворе где жил мастер, собралась толпа: сюда в одну из квартир приехал о. Иоанн Кронштадский. Привлеченный шумом, Миша выглянул в окно. Отец Иоанн повернулся, поднял голову, увидел стоящего у окна мальчика и широко благословил его. Это благословение о. Иоанна о. Михаил помнил всю жизнь. В 1909 году окончилось обучение. Хозяин купил юноше одежду, дал 50 рублей денег и распрощался с ним. К этому времени у него созрело твердое решение уйти в монастырь. Он едет в Иоанновский монастырь на Карповке и там возле гробницы о. Иоанна получает благословение поехать на Валаам...
В 1914 году пришлось покинуть монастырь, чтобы послужить в армии, но мечта о постриге не оставляла Михаила. Осуществилась она много лет спустя, когда о. Михаил был уже в иерейском сане. В 1938 году в лагере на лесоповале он поделился своим сокровенным желанием с одним духовным лицом и там же, в лесу, был пострижен. Батюшка не открывал своего пострига, смущаясь тем, что принял его в таких необычных условиях (не были прочитаны все положенные молитвы, не были исполнены все положенные обряды). О постриге говорил лишь очень немногим, смиренно считая себя валаамским послушником. После освобождения много путешествовал, ездил по святым местам. Посетил Киев, Почаев, Троице-Сергиеву Лавру, Глинскую пустынь, потом служил священником в Хабаровском крае. Через несколько месяцев его уволили за штат. Отец Михаил перебрался во Владимирскую епархию, но и здесь прослужил недолго. Батюшка всегда неторопливо и благоговейно совершал службу, требуя такого же отношения и от других. На него написали жалобу уполномоченному, обвинив в «реакционности и фанатизме», и тот снял о. Михаила с регистрации, тем самым лишив возможности служить. Оказавшись за штатом, батюшка ушел в затвор, служил литургию по воскресеньям и праздникам, остальное время посвящая чтению и молитве и никого не принимая. Большую помощь ему в то время оказывала бывшая его односельчанка Клавдия Алексеевна. Она переехала в с. Палищи и купила там домик. Окормляясь у батюшки, она делилась с ним своей пенсией и оказывала посильную помощь. Во время затвора о. Михаил исповедовался у о. Петра Чельцова, отправляя ему письменную исповедь с Клавдией Алексеевной. После смерти о. Петра батюшка стал исповедоваться у настоятеля Пятницкой церкви с. Великодворье протоиерея Анатолия Яковина. Последние годы жизни о. Михаил уже не служил, а причащался Св. Дарами, которые привозил ему о. Анатолий. После смерти Клавдии Алексеевны батюшка остался один, и ему пришлось переехать в с. Великодворье, где он продолжал жить в затворе. Здесь его посещали архиепископ (впоследствии митрополит) Серапион, архиепископ Алексий (Кутепов), епископ Богородицкий Кирилл и другие священнослужители. На одре болезни батюшка не оставлял Иисусову молитву, часто причащался. Кончина его была тихой и мирной. По своему смирению батюшка просил похоронить его в подряснике и с четками, как Валаамского послушника, но по благословению владыки Серапиона он был облачен в белое священническое облачение и отпет как священник. Кончина батюшки произошла накануне храмового праздника – памяти св. вмц. Параскевы (10 ноября). Погребен за алтарем Пятницкого храма рядом с другим Валаамским иноком игуменом Панхарием (Барановым).
Источники:
Литератруа:

1. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. С. 51.[П]
Электронные ресурсы:
2. "За христа пострадавшие" Биографическая база данных ПСТГУ. URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
3. Книга памяти Сахалинской обл. // Сайт «Жертвы политического террора в СССР». URL: http://base.memo.ru/perso№/show/2060050 [П]

Примечание:

Искать сведения об  иеромонахе Михаиле в Ташкенте и Алма-Ате в 1930-х-1950-х годах.