Вы здесь

(Поздеевский Александр Васильевич), архиепископ ФЕОДОР / ДАНИИЛ

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Россия
Казахстан

Дата рождения

1876, 21 марта (во всех следственных делах год рождения 1867, в одном деле — 1868 [29])

Место рождения

Костромская губ., Ветлужский у., с. Макарьевское

Происхождение

Сын протоиерея; сестры: О. В. Вишневская; Е. В. Поздеевская; П. В. Цвейтова-Поздеевская; двоюродный брат — священник Виктор Иванович Поздеевский; дядя — священник Александр Викторович Поздеевский

Образование

Окончил Макарьевское духовное училище

1896 –– окончил Костромскую духовную семинарию

1900 –– окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)»

Рукоположение

1900, 15 июня –– пострижен в монашество, рукоположён в сан иеродиаокона

1900, 24 июля –– рукоположён в сан иеромонаха

Служба / работа / место жительства

1900–1901, октябрь, г. Казань –– профессорский стипендиат по кафедре патрологии Казанской духовной академии; подвизался в монастыре

С 1901, 17 октября, г. Калуга –– преподаватель основного, догматического и нравственного богословия в Калужской духовной семинарии

1902, 3 июля – 1903, г. Казань –– инспектор Казанской духовной семинарии

1903 –– удостоен Макариевской премии

С 1903, 13 октября –– магистр богословия

1904, 4 февраль – 1906, г. Тамбов –– ректор Тамбовской духовной семинарии (с 18.03.1904 г. в сане архимандрита); редактор «Тамбовских епархиальных ведомостей»; организатор и председатель Тамбовского Серафимовского союза русских людей (с октября 1905 г.)

1906, август – 1917, Московская губ., г. Сергиевский Посад — насельник Троице-Сергиевой Лавры

1906, 19 августа – 1917 –– ректор Московской духовной семинарии

1907 –– член-учредитель Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви

1909, 19 августа – 1917, апрель –– ректор и профессор по кафедре пастырского богословия Московской духовной академии

Рукоположение

1909, 14 сентября, Москва –– хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии; чин хиротонии в храме Христа Спасителя возглавил митр. Московский Владимир (Богоявленский)

Служба / работа / место жительства

1909–1919, сентябрь –– епископ Волоколамский (четвёртый, с 1906 г. первый) викарий Московской епархии; затем на покое; пребывал в Троице-Сергиевой Лавре до  апреля 1917 г.

С 1914 года –– почётный член Казанской духовной академии

1917, 1 мая –– уволен с поста ректора Московской духовной академии по требованию либеральных преподавателей и студентов (обвинен в самоуправстве в Академическом Совете, в протекционизме монашествующим)

1917, 1 мая – 1920, Москва –– управлял на правах настоятеля Даниловским монастырем (в 1919–1930 г. существовал как «даниловская община»)

1917, 7–14 июля –– председатель II Всероссийского съезда представителей от монастырей; избран делегатом на Поместный Собор от представителей учёного монашества

1917–1918, Москва — член Поместного Собора, заместитель председателя XI и член III отделов

1918–1921, Москва –– организатор и преподаватель аскетики Высшей богословской школы в Даниловском монастыре

1918, июнь (август 1919?) –– назначен на Пермскую и Кунгурскую кафедру; от назначения отказался

Арест

1920, 27 июня ([7], [8], [29]), Москва –– вместе с еп. Гурием (Степановым) заключён в Бутырскую (и/или Лубянскую) тюрьму

Обвинение

 «Подозревался в агитации против советской власти на том основании, что при обыске монастыря собралась толпа народа» (11.06.1920 г. ([7], [8], [29]). Обвинение не предъявлено

Осуждение

1920, 25/26 июля ([7], [8]) –– внесудебным постановлением президиума ВЧК приговорён к заключению в концлагерь до конца гражданской войны

Другие обстоятельства дела

Из заключения уполномоченного следственного отдела ВЧК: «Оставление их [епископов] в Московской тюрьме лишь поведёт к тому, что они создадут вокруг себя атмосферу сожаления к их участи, что для нас желательным быть не может». Под прошением об освобождении епископов прихожане Данилова монастыря собрали 700 подписей

1920, 25 сентября, Москва –– переведён в Таганскую тюрьму [МПКК], находился в заключении в камере 160 на 2-м этаже 3-го крыла [7].[8]

1920, 7 ноября –– по амнистии срок приговора сокращён до 5 лет

1922, 18 марта –– подготовлен к отправке в Соловецкий лагерь особого назначения; в связи с тем, что на Соловках «не было мест», оставлен в московской тюрьме [29]

Исполнение приговора

Наказание отбывал в Бутырской тюрьме

1922, 24 марта –– Президиумом ВЦИК освобождён

1922, 30 марта –– освобождён, вернулся в Данилов монастырь

Другие обстоятельства дела

В деле имеются противоречащие друг другу постановления: 04.03.1922 г. Президиум ВЦИК рассмотрел «ходатайство о помиловании епископов Поздеевского и Степанова, осужденных ВЧК», и постановил освободить их от наказания. Но уже 5 марта (очевидно, задним числом) «Президиум ВЦИК во изменение своего постановления от 24/III-22 г. постановил епископа Феодора Поздеевского и Степанова А.И. освободить по изъятии церковных ценностей» [29]

Арест

1923, 14 марта –– задержан в Костромской области [47]

1923, 27 марта –– этапирован в Москву [47]

(Согласно [7] и [29], 27.03.1923 г. арестован в Москве, согласно постановлению об освобождении, арестован 10.05.1923 г. [29])

Обвинение

Обвинялся при аресте вместе с прот. Митрофаном Серебрянским (из Марфо-Мариинской обители), протоиереем Петром Поспеловым и другими священниками в том, что они «представляют из себя сплоченное ядро ярых тихоновцев и реакционеров, создающих атмосферу среди населения г. Москвы авторитетной защиты старого монархического устроя <…> пребывание на свободе … приносит вред интересам Рабоче-Крестьянского государства и следствию»

По окончании следствия предъявлено обвинение «по ст. 119 УК, выражающееся в допущении вращения среди монахов Данилова монастыря воззвания Патриарха Тихона, направленного против изъятия церковных ценностей».

1923, 24 августа [7,8],[29] –– освобожден под подписку о невыезде

Награды

1923, 2 ноября –– возведён в сан архиепископа

Служба / работа / место жительства

1923–1924, Москва –– пребывал в Даниловском монастыре; возглавил оппозицию патриарху Тихона и митрополиту Сергию («даниловские» и «феодоровские» группировки), молитвенно-канонического общения с ними не прерывал

1923, 2 ноября –– патриархом Тихоном назначен управляющим Петроградской епархией; назначение не принял

1923, 8 ноября –– патриархом Тихоном освобождён от управления Петроградской епархией, оставлен управляющим Московским Даниловым монастырём в сане архиепископа

1924, весна –– встречался с патриархом Тихоном и убедил его не выполнять требования властей включить обновленцев в органы церковного управления

Арест

1924, 16 апреля –– арестован в Даниловском монастыре в числе 8 архиереев, которые, по мнению властей, плохо влияли на патриарха Тихона. В период следствия содержался в тюрьме и в Центральной тюремной больнице

1924, 17 октября –– постановлено из-под стражи освободить под подписку о невыезде; дело продолжить

1924, 23 октября –– перемещён из больницы в распоряжение ГПУ

1924, 18 ноября (?) –– освобожден

Обвинение

«Устраивает в управляемом им монастыре собрания духовенства и мирян, которые носят политический характер, создает антисоветские группировки»

Арест

1924, 9 декабря, Москва –– задержан в Даниловском монастыре, вскоре отпущен

1924, 15 [7] или 17 [29]) декабря –– заключён под стражу

Обвинение

«Измышления и распространение в контрреволюционных целях ложных слухов или непроверенных сведений»; «входил в сношения с иностранцами, передавал сведения о репрессиях и гонениях на Церковь за границу».

Осуждение

1925, 19 июня –– Особым совещанием при Коллегии ОГПУ по ст. 59 и 73 УК РСФСР приговорён к 3 годам ссылки в «Киркрай» (Казахстан)

Исполнение приговора

1925–1927, г. Аулие-Ата (ныне г. Тараз, Казахстан) –– находился в ссылке

После опубликования Декларации 1927 г. не поминал митрополита Сергия (Страгородского) за богослужением, считался главой «даниловского» направления правой оппозиции

1927, пос. Тургай (Казахстан) –– находился в ссылке и/или на поселении

1927, 4 ноября –– освобождён Коллегией ОГПУ; на 3 года лишён права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове и Ростове.

Служба / работа / место жительства

С 1927, ноябрь, Оренбургская губ., г. Орск –– на поселении

1930, 18 декабря – 8 января, Москва, Даниловский вал, д. 6 — на Рождество служил в церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе, затем покинул Москву, скрывшись от ареста; посетил родное село Макарьевское

С 1931, 11 января, г. Владимир, ул. Задний Боровок, д. 21 — арендовал квартиру у священника Побединского

1931 –– запрещён в служении заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Временным при нем Синодом; разорвал каноническое общение с ним

Арест

1931, 28 мая, г. Владимир — этапирован в Москву, во внутреннюю тюрьму ОГПУ

Обвинение

«Объединял реакционных церковников, призывая к активной борьбе с Советской властью при помощи церкви. Для конспирации своей деятельности … перешел на нелегальное положение и, проживая в г. Владимире, давал указания оставшимся в Москве единомышленникам» Осуждение

Осуждение

1931, 10 октября –– осужден Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР; приговорен к 3 годам концлагеря

Исполнение приговора

1931, октябрь – 1932, май, Ленинградская обл., ст. Лодейное Поле –– заключённый 2-го отделения Свирьлага. Среди прочего сторожил якорные цепи на берегу р. Свирь

1932, 20 мая –– освобождён по частной амнистии (удовлетворено ходатайство о помиловании)

Служба / работа / место жительства

1932–1933, Калужская обл., с. Вослинки, затем г. Владимир –– проживал тайно, нелегально совершал богослужения

1934, начало года, Московская обл., г. Зарайск, ул. Карла Маркса, д 11 –– жил в доме архим. Поликарпа (Соловьева), совершал службы в домовой церкви

Арест

1934, 3 ноября –– заключён под стражу вместе с еп. Парфением (Брянских)

Обвинение

Обвинение при аресте: «Сразу стал проявлять активную контрреволюционную деятельность, объединяя вокруг себя реакционно настроенное духовенство, монашество и верующих. В целях восстановления связей со своими последователями он неоднократно приезжал в Москву и Загорск, где организовывал тайные богослужения, производил сборы денег и продуктов для оказания помощи нуждающимся в ссылках и ИТЛ и монашествующим.

В своей квартире в г. Зарайске… организовывал тайную церковь, где систематически нелегально совершал богослужения. … связан с проживающим в г. Кимрах еп. Брянских Парфением, руководителем украинского контрреволюционного ИПЦ, и совместно с ним проводил активную работу по воссозданию контрреволюционной организации ИПЦ».

1935, начало года [8] –– переведен в Москву в Бутырскую тюрьму

Из обвинительного заключения: «Будучи враждебно настроен к Советской власти, по возвращении из концлагеря восстановил свои связи с отдельными монахами быв. Данилова монастыря, через которых проводил свою контрреволюционную деятельность по созданию вокруг себя антисоветски настроенного духовенства и верующих... поддерживал тесную связь с отдельными деятелями ”ИПЦ”»

Осуждение

1935, 17 января –– Особым совещанием при НКВД СССР приговорён к 5 годам ссылки в Северный край

Исполнение приговора

С 1935, март, г. Архангельск –– проживал в ссылке

С 1935, июнь –– проживал в дер. Тентюково (около г. Сыктывкара, Коми) по адресу 6-й десяток, дом 66

Рукоположение

Пострижен в схиму с именем преп. Даниила Московского

Арест

1937, 4 марта –– арестован в г. Сыктывкар вместе с келейником и келейницей; отправлен в тюрьму г. Иваново

Обвинение

Руководитель «нелегального к/р "иноческого братства имени князя Даниила"»

Другие обстоятельства дела:

Из материалов дела: «...Установлено, что существовала подпольная к/р организация церковников и монашества..., возглавляемая епископом Поздеевским, находившимся в ссылке и архимандритом Холмогоровым с группой своих послушников из бывшего Московского Даниловского монастыря на основе к/р платформы ссыльных епископов "Истинно Православная Церковь"...

По прямым указаниям руководителя организации Поздеевского в 1935 г. был создан ряд контрреволюционных групп- ячеек организации, объединенных в т.н, "домашние нелегальные церкви" ("скиты", "обители" и т.д.)... По указаниям Поздеевского, Холмогоров и Коренченко проводили вербовку новых членов в к/р организацию церковников, тайные постриги ... По вопросам практической а/с деятельности беседовал и давал указания участникам организации архимандриту Поликарпу (Соловьеву), тайному монаху Коренченко, Михаилу Карелину, церковницам Марии Ганзиной, А.Ф.Туловской и др., приезжавшим к нему в Сыктывкар из Москвы... Создал в Сыктывкаре нелегальную к/р группу в составе Алексеева А.А. и Каретниковой А.А. Последняя была его послушницей и работала в организации по выполнению его заданий по связям... Встречался в 1936 г. в к/р целях с епископом Германом (Ряшенцевым), находившимся вместе с ним в ссылке в Сыктывкаре...»

Осуждение

1937, 22 октября –– тройкой при УНКВД по Ивановской обл. приговорён к высшей мере наказания

Исполнение приговора

1937, 23 октября, г. Иваново –– расстрелян во внутренней тюрьме УНКВД

Реабилитация

1989, 1 марта –– по делу 1931 г.

1989, 23 марта –– по делу 1937 г.

1989, 21 июля –– по делу 1935 г.

1992, 7 мая –– по делу 1924 г.

Почитание

1981 –– Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей канонизирован как новосвященномученик со включением в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской с установлением памяти 10 октября

В 1990-е годы стоял вопрос о канонизации Московским Патриархатом, за что выступали монашествующие возрожденного Свято-Данилова монастыря; однако решения принято не было.

Труды

Аскетические воззрения преп. Иоанна Кассиана (Пресвитера Массимейского). [Магистерская диссертация]. Казань, 1902.

К вопросу о христианском аскетизме // Православный собеседник. 1902. С. 876.

По поводу одного письма; Слово в день восшествия на престол Государя Императора Николая Александровича // Тамбовские епархиальные ведомости. 1904. № 38. С. 47.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин // Известия Казанской Епархии. 1908, № 12, 14.

Разные пути // Таврический церковно-общественный вестник. 1909. № 8.

К вопросу о страданиях. Речь при наречении его во епископа Волоколамского 12 сентября 1909 года // Богословский Вестник. 1909, октябрь.

Об ученом монашестве // Мирный труд. 1909. № 6.

Путь духовной мудрости // Богословский вестник. 1910, январь.

Путь обновления // Богословский вестник. 1910, сентябрь.

Из чтений по Пастырскому Богословию (Аскетика). Сергиев Посад, 1911.

Смысл христианского подвига (Из чтений по пастырскому богословию). Сергиев Посад, 1911.

Начала Богопознания; Из истории папства. Значение Папы Льва Великого в развитии идеи папства; Речь в день торжественного поминовения приснопамятного митр. Платона // Богословский вестник. 1912. № 7–9, 12.

Речи при пострижении в монашество доцента Троицкого Вл. (Илариона) и студента Пятницкого (Вассиана); Задача духовной школы // Богословский вестник. 1913. № 4, 9, 11.

К новому столетию // Богословский вестник. 1914, октябрь-ноябрь.

Церковно-богослужебная практика по «Постановлениям Апостольским» // Голос Церкви. 1914, февраль.

О духовной жизни. Сергиев Посад, 1914.

О духовной истине. Опыт православной Теодицеи (столп и утверждение истины). Книга свящ. П. Флоренского // Богословский Вестник. 1914, май.

К новому столетию // Богословский. Вестник. 1914, октябрь-ноябрь.

К академическому новолетию // Богословский Вестник. 1915, октябрь.

Из истории папства. Значение Папы Льва Великого в развитии идеи папства // Богословский Вестник. 1912, июль-август. С. 477.

Путь духовной мудрости // Богословский Вестник. 1910, январь. С. 54.

Путь обновления // Богословский Вестник. 1910, сентябрь. С. 149.

Начала Богопознания // Богословский Вестник. 1912, сентябрь. С. 153.

Церковно-богослужебная практика по «Постановлениям Апостольским» // Голос Церкви. 1914, февраль. С. 29–48.

Речь при пострижении в монашество доцента Троицкого Вл. (Илариона) // Богословский Вестник. 1913, апрель. С. 697.

Речь в день торжественного поминовения приснопамятного митр. Платона по поводу 100-летия его кончины // Богословский Вестник. 1912, декабрь.

Задача духовной школы" (речь перед началом учения в Московской Духовной Академии) // Богословский Вестник. 1913, сентябрь.

Речь при открытии женских Богословских педагогических курсов в Москве // Богословский Вестник. 1916, октябрь-декабрь.

Речь при пострижении студента Пятницкого (в монашестве Вассиана) 6 октября 1913 года // Богословский Вестник. 1913, ноябрь.

Из чтений по Пастырскому Богословию (Аскетика). Сергиев Посад, 1911.

Речь при открытии женских Богословских педагогических курсов в Москве // БВ. 1916. № 10/12.

О духовной жизни: [проповедь]: [Из архива протоиерея Алексея Беляева, который был иподиаконом Владыки Феодора с 1922 по 1930 г.]

Смысл христианского подвига (Из чтений по пастырскому богословию). Монреаль, 1976.

Письмо к В. В. Розанову // Богословский сборник. 1999. Вып. 2.

Письма к И. С. Бердникову // Православный собеседник. 2000. № 1.

Переписка со свящ. Павлом Флоренским // Даниловский благовестник. 2007. № 14.

Служба Богу и России. Статьи и речи 1904–1907 годов [священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский)]. М., 2002.

Источники

Документы

1. Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-5328.

2. Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-8151.

3. Архив УФСБ по Ивановской обл. Д. П-7014.

4. Архив УФСБ по Тверской обл. Д. 24644-С.

5. Архив УФСБ по Тверской обл. Д. 24649-С. Л.41об.

6. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.89.

7. ГАРФ. Ф. 8409. Оп. 1. Д. 1315. Л. 86. 88, 90, 92; Д. 27. Л. 10. (Фонд «Е.П. Пешкова. Помощь политзаключенным»)

8. ГАРФ. Ф. 8419. Оп. 1. Д. 778. Л. 207–208; Д. 230. Л. 3–4. (Фонд МПКК)

8а. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 873.

9. Список Новомучеников и Исповедников Российских (утвержден Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г.) //официальный сайт Архиерейского синода Русской Православной Церкви Заграницей. URL: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh Sobor 1981 spisok novom...htm.

10. ЦА ФСБ. Д. Р-30673.

11. ЦА ФСБ. Д. Р-34038.

12. ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 52.

Литература

13. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 901.

14. Голубцов С., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 26–33.

15. Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920–1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись. С. 7.

16. Дамаскин (Орловский), иером. В огненном испытании // Даниловский благовестник, 1996. № 8.

17. Даниила (Мачкина), схимонахиня. «За Владыкины молитвы…» // Даниловский благовестник, 2009. № 18, С. 69.

18. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I–XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 96.

19. Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Paris, 1991. С. 199.

20. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С. 68.

21. Зеленская Г. Несокрушимые духом. Судьбы насельников московского Данилова монастыря // Памятники Отечества: Альманах. 1992. № 2–3.

22. Иоанна (Помазанская), монахиня. Исповеднический путь владыки Феодора. Жизнеописание архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), последнего ректора Московской Духовной Академии // Православная жизнь. Джорданвилль.1995, сентябрь. № 9 (549)., сентябрь

23. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: 1996. С. 314, 315, 351.

24. Лосев А.Ф., Лосева В.М. «Радость на веки»: Переписка лагерных времен. М.: Русский путь, 2005. С. 41–42, 59.

25. Мазырин А. свящ. Протоколы допросов и вопрос о церковном прославлении: случай архиепископа Феодора (Поздеевского) // Даниловский благовестник. 2009. Вып. 18.

26. Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 176.

27. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.6. С. 336–339.

28. Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России / Сост. И.И. Осипова // Церковно-исторический вестник. 1999. № 2–3. С. 57–59, 172–173.

29. Петрова Т.В. Восемь арестов владыки Феодора (Поздеевского) // Даниловский благовестник, 2017. Вып. 10.

30. Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)) / Автор-составитель Петрова Т.В. М.: Даниловский благовестник, 2010.

31. Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. № 68–80.

32. Записки священника Сергия Сидорова. М., 1999. С. 43–47.

33. Зосима (Давыдов), иером. «Положил основание на камне» (1876–1906). Архиепископ Феодор (Поздеевский). Жизнь. Деятельность. Труды. М., 2000.

34. Зосима (Давыдов), иером. Деятельность епископа Феодора (Поздеевского) в Москве. М., 2003.

35. Известия по Казанской епархии. 1901. № 9. С. 274; № 43. С. 361; 1903. № 16. С. 39; № 17. С. 16; 1904. № 9. С. 295–297; 1911. № 27/28. С. 839.

36. Лисюнин В. Тамбовское православное духовенство в общественно-политической жизни в конце XIX – начале XX вв. Тамбов, 2006.

37. Московские церковные ведомости. 1909. № 37. C. 621–622.

38. Осипова И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…» М., 1998. С. 271–272.

39. Православный собеседник. 1900. № 9. С. 321; 1901. № 12. С. 18; 1902. № 4. С. 117, 143. № 11. С. 723; 1905. № 7/8. С. 28; 1906. № 7/8. С. 3, 9, 161; 1913. № 12. С. 837; 1914. № 3. С. 560; 1915. № 2. С. 368. № 9. С. 77.

40. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917–1945. Париж, 1977. С. 340, 345, 347, 533, 574–576.

41. Роман (Лукин), игум. Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского). М., 1999.

42. Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. С. 16–17.

43. Тамбовские епархиальные ведомости. 1904. № 8. С. 230; 1906. № 16. С. 732; № 41. С. 1821.

44. Церковные ведомости. 1909. № 36. С. 339; 1914. № 22. С. 257; 1916. № 50. С. 434; 1917. № 18/19. С. 117.

Электронные ресурсы

45. База данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие» http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...BU

46. Оспариваемый святитель. Священник Александр Мазырин об архиепископе Феодоре (Поздеевском), мифах и спорах вокруг его личности и жизни // Портал Православие.Ru. URL: http://www.pravoslavie.ru/87037.html.

47. Открытая Православная энциклопедия «Древо». URL: https://drevo-info.ru/articles/19110.html

Справку составила

Е. Е. Озмитель, в. н. сотр. ПСТГУ, историк Бишкекской епархии