Вы здесь

ДОКЛАД СЕКРЕТАРЯ КОМИССИИ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ КАЗАХСТАНСКОГО МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА ИЕРОМОНАХА ИАКОВА (ВОРОНЦОВА) НА КОНФЕРЕНЦИИ «ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ ЗА МИР И СОГЛАСИЕ МЕЖДУ НАРОДАМИ», ПРОШЕДШЕЙ 12 ОКТЯБРЯ 2019 г. В АЛМАТЫ

12 октября 2019 года. Алма-Ата. В рамках дней России в Казахстане в Тронном зале духовно-культурного центра Казахстанского Митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) состоялась научно-практическая конференция «Традиционные религии за мир и согласие между народами».

Форум организован управлением делами Митрополичьего округа совместно с Алма-Атинской духовной семинарией при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

В работе конференции приняли участие: управляющий делами Православной Церкви Казахстана, ректор Алма-Атинской семинарии епископ Каскеленский Геннадий; представитель Генерального консульства Российской Федерации в Алма-Ате С.А. Соколов; председатель конференции католических епископов Казахстана, управляющий римско-католической епархией Пресвятой Троицы в Алма-Ате епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра; настоятель прихода Царицы Мира в селе Озерное Северо-Казахстанской области священник Войчех Матушевский; клирик Никольского храма в Кузнецах (Москва), кандидат исторических наук, доцент кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета протоиерей Лев Семенов; председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия протоиерей Александр Пелин; председатель Экспертного совета при Патриархе по взаимодействию с мусульманами, доктор богословия иеромонах Григорий (Матрусов); доктор исторических наук, доцент МГЛУ Р.А. Силантьев; научный сотрудник лаборатории деструктологии МГЛУ О.Ю. Стрекалова; руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов).

Цель проведения форума – поиск путей осуществления межкультурного и межрелигиозного диалога, направленного на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений в Казахстане и России.

Открывая конференцию, с приветственным словом к собравшимся обратился епископ Каскеленский Геннадий. В своем выступлении архипастырь подчеркнул важность избранной темы для сохранения и укрепления межнационального мира и межконфессионального согласия в стране.

В рамках встречи прозвучали сообщения специалистов по истории, юриспруденции, религиоведению и богословию. После этого состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов, касающихся роли традиционных конфессий в жизни современного общества.

Присутствующим был продемонстрирован документальный фильм митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Путь пастыря», посвященный Предстоятелю Русской Православной Церкви.

В завершение работы конференции епископ Геннадий поблагодарил собравшихся за участие в мероприятии и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

 

По материалам сайта

https://mitropolia.kz/news/education/2926-v-alma-ate-proshla-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-traditsionnye-religii-za-mir-i-soglasie-mezhdu-narodami.html

 

ПРЕДЛАГАЕМ ЧИТАТЕЛЯМ САЙТА "ТУРКЕСТАНСКАЯ ГОЛГОФА" ТЕКСТ ДОКЛАДА ИЕРОМОНАХА ИАКОВА

 

МИРОТВОРЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ
СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ В КАЗАХСТАНЕ

Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся
(Мф. 5, 9)

Миротворческой повестке Русская Православная Церковь уделяет большое внимание. На прошлой неделе в Алматы состоялась встреча архипастырей – участников торжеств по случаю принесения в Казахстан древней чтимой святыни Курской-Коренной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы с акимом города Б.А. Сагинтаевым. По сообщению сайта Казахстанского Митрополичьего округа, «В ходе беседы обсуждалась роль лидеров традиционных религий в жизни общества и большой миротворческий потенциал конфессий, исторически присутствующих в Евразийском географическом и культурном пространстве»[1].

Этой теме уделяет значительное внимание Съезд лидеров мировых и традиционных религий, проходящий в столице нашей страны. Представители Казахстанского Митрополичьего округа принимают активное участие в работе данного форума. Прошлогодняя сессия Съезда была посвящена теме «Религиозные лидеры за безопасный мир». С докладом «Вызовы XXI века и Православная Церковь Казахстана» выступил Управляющий делами Казахстанского Митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий. «Владыка призвал всех участников Съезда не ограничиваться повторением давно известных правильных лозунгов, но приложить все силы в противостоянии глобальным вызовам современности, отметив, что многое при этом зависит от позиций авторитетных богословов, учителей религии и нравственности. “Подлинное межконфессиональное согласие наступит только тогда, когда идея о нём будет органически встроена в этико-теологические доктрины различных религиозных направлений”» [2], – сказал докладчик. Об этом же шёл разговор во время встречи министра иностранных дел Казахстана с митрополитами Иларионом и Александром. «Для Русской Православной Церкви миротворчество является одним из основных направлений сотрудничества с представителями других религий» [3], – отметил владыка Иларион.

Миротворческой деятельности Русской Православной Церкви был посвящён доклад митрополита Илариона на III Международной конференции «Религия и мир» (Москва, 2015). Обращаясь к памяти русских святых, иерарх заявил: «Церковь всегда была в авангарде миротворческой деятельности» [4]. О страшном периоде послереволюционных потрясений владыка Иларион сказал так: «Русская Православная Церковь, как и все другие религиозные конфессии тогдашнего Советского Союза, подверглась жесточайшим гонениям. Почти полностью было уничтожено духовенство, епископат, священнослужители, монахи и монахини. Множество мирян стало исповедниками веры. Мы сегодня прославляем их как новомучеников и исповедников, отдавших свои жизни за Христа и за своё Отечество» [5].

На их подвиге остановимся особо. В условиях братоубийственной смуты, гонений, лишений, голода, в тюрьмах, лагерях и ссылках они не оставляли своего служения, словом и делом свидетельствуя миру о вере, о добродетели, о любви к Богу и ближнему. Казахстан в годы гонений стал вторым домом для многих притесняемых и гонимых верующих. Эта земля сделалась «антиминсом, открытым солнцу».

В числе первых жертв кровавых событий – священномученик Пимен, епископ Семиреченский. Долгие годы он был миссионером в Персии. Важным аспектом служения возглавляемой им Урмийской миссии была защита местного христианского населения от притеснений и дискриминации. Епископу Пимену суждено было стать свидетелем Первой мировой войны в Персии. События сопровождались многочисленными жертвами, в первую очередь среди христианского населения. Преосвященный Пимен посещал войска Кавказской армии, поддерживал солдат, укреплял их патриотический и моральный дух. Он способствовал оказанию помощи сирийцам-беженцам русской армией. О войне священномученик говорил так: «Цель победы над нашим неприятелем – победа над самой войною, над её жестокостями, прекращение войны на возможно продолжительное время» [6].

Когда Русская миссия в Урмии перестала существовать, епископ Пимен получил назначение в Семиречье. В Верный (Алматы) он прибыл накануне Октябрьской революции. В области властвовала казачья диктатура, активно велась большевистская агитация. В среде духовенства и верующих росло недовольство епархиальной властью. В этих условиях для примирения враждующих новоприбывшему епископу необходимо было проявить много мудрости, мужества и любви, что не мешало ему, однако, выступать обличителем революционных идей.

Примером миротворческой деятельности священномученика Пимена могут служить похороны убитых в Верном большевистских лидеров К.В. Овчарова и А.П. Березовского. Организаторы погребения запланировали революционную церемонию с речами и лозунгами. Когда похоронная процессия приблизилась к месту погребения (кладбище располагалось в Пушкинском парке – ныне парк им. 28 гвардейцев-панфиловцев), раздался звон колоколов и навстречу толпе с красными флагами и лентами из кафедрального собора направился крестный ход с хоругвями и иконами, возглавляемый епископом Пименом. Владыка отпел революционеров, тем самым давая понять, что, не принимая революцию, Церковь не отказывается от своих чад, соблазнившихся бунтом и революцией, что осуждая грех, Бог милует грешников.

Надо сказать, что данный поступок, как и в целом действия Верненского архиерея, послужил поводом для уважительного отношения к нему не только верующих, но и революционной элиты. Первый председатель Верненского горкома партии Р.П. Маречек, состоявший в близком общении с владыкой Пименом, ставил церковных проповедников в пример своим собратьям-большевикам: «Повсюду пролетариат сбрасывает с себя цепи рабства экономического и духовного. Но нужно помнить, что нам необходим душевный переворот. Наша идея тесно связана с моралью. Надо стремиться, чтобы мы были похожи на церковных проповедников. Мы должны сделать переворот в своих душах» [7].

Незадолго до Рождества Христова епископ Пимен писал Комиссару Временного правительства по административным делам об опасности разорения спиртового склада в селе Михайловском (Тургени). «В настоящее время подобные склады являются своего рода пороховыми погребами, для взрыва которых солдаты, уволенные со службы, с успехом исполнят роль спички зажжённой /…/ Считаю своим долгом просить Вас об этом как для охраны, так и для того, чтобы возможные по указанной мною причине беспорядки в с. Михайловском не нашли себе подражаний в других местах Семиречья»[8]. Из этого письма видно, что архиерей считал себя ответственным за сохранение мира и порядка в области.

Когда в Семиречье обострилось напряжение, шли бои, священномученик Пимен служил молебны о прекращении брани. Он обращался не только к Богу – в молитве, но и к пастве – со словом о вечном и непреходящем. В пасхальные дни он посетил в госпитале раненных бойцов Красной армии, духовно наставляя и укрепляя их. Весной-летом 1918 г. начались массовые контрреволюционные восстания, которые безжалостно подавлялись революционной    властью. Священномученик Пимен призывал народ к примирению. Вдохновляемые владыкой священнослужители совершали молебны и крестные ходы с целью примирить противоборствующие стороны.

Защитники революции стали разгонять участников крестных ходов, избивая и убивая их. От рук красных палачей погибли: преподобномученик Мелетий (Голоколоссов), служивший в Копальском уезде, священномученик Владимир Дмитриевский, Копальский благочинный (убит при столкновении крестного хода с большевистской демонстрацией), также при проведении крестных ходов погибли Урджарский благочинный священномученик Виссарион Селинин и священник станицы Надеждинской (Иссык) священномученик Евстафий Малаховский. 9 июля в с. Глиновка Лепсинского уезда был убит красноармейцами священномученик Георгий Степанюк, а 27 августа, в г. Лепсинске – священномученик Владимир Цедринский.

Жития святых новомучеников, пострадавших в Казахстане в этот период, содержат такие примеры: «В один из воскресных дней Успенского поста 1918 года он (священномученик Владимир Цедринский – И/м И.В.) обратился к пастве с проповедью, в которой увещевал прекратить братоубийственную смуту, быть верными сынами православной Церкви и Отечества. 27 августа, после Литургии, священник был арестован красноармейцами. Палачи /…/ на глазах у прихожан зарубили его шашками» [9]. Через «Туркестанский церковный вестник» епископ Пимен сообщал о гибели священнослужителей и обращался с просьбой «об оказании помощи семьям погибших пастырей в эту междуусобную войну» [10].

Преосвященный Пимен с кротостью и любовью примирял интересы казаков и крестьянства. Именно эти тяжбы за землю и стали причиной гражданской войны в Семиречье. Были, конечно, и вторичные причины: бунт молодых казаков против «стариков», принцип классовой непримиримости, провозглашённый революционными лидерами, и личные их амбиции.

Те, кому было на руку продолжение смуты, желали избавиться от Преосвященного Пимена. Летом 1918 года против него было инициировано уголовное дело. Однако, за отсутствием доказательств, дело было прекращено, епископа реабилитировали. Но в начале осени без суда и следствия его расстреляли в роще Баума близ города Верного. Дело священномученика Пимена врагам уничтожить не удалось. Его продолжили безвинные страдальцы за веру, своим мужеством и кротостью сохранившие Предание Церкви.

В Евангелии Христос напутствовал апостолов: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Матф. 10, 16). Святитель Игнатий (Брянчанинов), как бы комментируя эту евангельскую мысль обращался к верующим: «Когда люди /…/ вознамерятся отвлечь нас от последования воле Божией, окажем к ним святую ненависть, подобную той, какую оказывают волкам агнцы, не претворяющиеся в волков и не защищающиеся от волков зубами» [11]. С незлобием и кротостью верующие люди, от высших иерархов до рядовых прихожан, противостояли воинствующему атеизму и безнравственности, защищали церковные традиции. Против верующих возбуждали уголовные дела, их несправедливо и противозаконно обвиняли в контрреволюции и антисоветчине, объявляли «врагами народа». Однако христиане не враждовали ни против власти, ни тем более против народа. Они не организовывали заговоров и восстаний. Напротив, руководствуясь Евангелием, они смиренно покорялись безбожным властям, считая происходящее наказанием Божиим. Несогласие с Советской властью святых новомучеников и исповедников не было ни актом гражданского неповиновения, ни враждой, ни контрреволюцией, оно было противостоянием агнцев против волков.

В качестве образца такого служения обратимся к житию святой мученицы Наталии Сиваковой – безграмотной простолюдинки, которая в условиях гонений и запретов взяла на себя подвиг организовывать нелегальные богослужения, оказывать помощь ссыльным священнослужителям и монахам. На допросах после ареста следователь требовал от мученицы признания в том, что она вела контрреволюционную деятельность по поручению архиереев Ташкентского Бориса (Шипулина) и Омского Алексия (Орлова). Святая отвечала: «Была у архиереев по церковным делам, но контрреволюционной работы не вела» [12].
Агенты НКВД писали о мученице Наталии клевету. Обвиняли её в террористических намерениях против коммунистов. Слабая женщина, вооружённая верой, могла противопоставить лжи только незлобие и молитву. Так Христос молился на кресте за распинателей: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34).

Те немногие храмы, которые не были закрыты в тот период, власти передавали раскольникам-обновленцам. Мученица отдала под совершение богослужений свою квартиру. Она оповещала верующих о совершаемых службах, призывала не иметь общих дел с раскольниками.

Конец 1920-х – 1930-е годы были омрачены не только расцветом обновленческого раскола, но и церковно-политическими противоречиями. Митрополит Иосиф (Петровых), лидер радикально настроенной оппозиции против церковно-политического курса митрополита Сергия (Страгородского), находился в ссылке в Южном Казахстане. Его позиция для многих верующих была соблазном. Мученица Наталия Сивакова распространила обращение старца Серапиона из Киево-Печерской Лавры, который призывал не делать раскола, не отделяться от митрополита Сергия и сохранить церковное единство.

Противодействие расколу и его уврачевание в непростых условиях гонений и запретов, поистине, является миссией миротворческой. И это служение осуществлялось новомучениками и исповедниками даже за колючей проволокой ГУЛАГа. В материалах к жизнеописанию священномученика Сергия (Зверева), архиепископа Елецкого, содержится выписка из обвинительного заключения, согласно которой, он «отбывая наказание в Карлаге в составе группы бывших священников участвовал в организации “Истинно-Православной Церкви”, одной из задач группы являлось привлечение на свою сторону духовенства и верующих «обновленцев» из числа заключённых» [13]. Священномученик Сергий совершал в заключении  тайные богослужения, проповедовал. «Ревнуя о Церкви, святитель даже в лагере не переставал говорить, что подготовка новых священнослужителей есть первоочередная задача». В обвинительных документах служение священномученика Сергия названо «нелегальными контрреволюционными сборищами» и «контрреволюционной агитацией» [14].

Близкой к архиепископу Сергию позиции придерживался Преосвященный Иннокентий (Пустынский), бывший Туркестанский архиерей, в 1930-е годы сосланный в Алма-Ату. На вопрос следователя о целях контрреволюционной организации, которую владыка Иннокентий будто бы возглавлял, мученик ответил: «Объединить церковные течения староцерковников и обновленцев» [15]. Об иных целях, будь то подготовка к свержению власти или террор, о которых следователь хотел добиться признания, владыка категорически отказался говорить. Таких целей и не могло быть: только стремление к миру и единству, к преодолению раскола и защите угнетённой Церкви.

Обращаясь к теме внутрицерковного мира в Казахстане, нельзя не вспомнить митрополита Иосифа (Чернова). Он возглавил Алма-Атинскую епархию в непростое время, когда после смерти святителя-исповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского, начались нестроения и раздоры. Духовенство и паства разделились на противоборствующие лагеря. Возникла угроза упразднения епархии. Мудрый старец-архиерей сумел примирить враждующих любовью и молитвой, никого не наказывая и никому не досаждая [16].

Митрополит Иосиф хорошо разбирался в людях, имел дар чуткости и прозорливости. Этот опыт он приобрёл в испытаниях, пройдя аресты, заключение, войну, оккупацию. В годы Великой Отечественной войны он совершал архиерейское служение на оккупированной немецкими войсками территории, где «помог некоторым евреям спастись от фашистов, а также активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шёл в окормляемых владыкой Иосифом областях. Все суммы переправлялись через партизан, с которыми епископ был связан напрямую» [17]. После освобождения Умани Красной армией владыка обращался к пастве: «Каждый христианин, каждая православная община должны внести свой вклад в борьбу со злом, поддерживая своими пожертвованиями Фонд мира. Мы должны быть носителями добра, святой, высоконравственной чистой жизни, кротости. Собой мы должны воплощать идеалы Христовы на земле» [18], – говорил он.

Служа в Казахстане, митрополит Иосиф мудро учил паству избегать конфликтов. В отношении к атеистически настроенным властям он проявлял осторожность. Духовные чада митрополита Иосифа вспоминают: он «разрешал надевать в школе пионерский галстук, чтобы не злить учителей, но не благословлял носить его дома /…/ старался давать такие советы, чтобы мы могли не идти на открытый конфликт с властью, но в то же время сохраняли свою душу» [19]. Обращаясь к пастве с посланием, святитель говорил: «Люди разных вероисповеданий, населяющие Казахстанскую землю, имеют свои храмы и молитвенные дома. Каждый человек по своей вере, по своему убеждению имеет возможность исполнить свой религиозный долг и получить духовное удовлетворение. Молясь "о мире всего мира" будем прилагать к молитве и лепту от трудов своих, дабы имя Господне прославлялось во всех концах земного шара в мирной благословенной обстановке во веки веков» [20], – таков миротворческий завет владыки Иосифа.

Сегодня Церковью проводится большая работа в сфере популяризации подвига святых новомучеников и исповедников, увековечивания их памяти и осмысливания их наследия. Обращаясь к мысли древнехристианского писателя Тертуллиана, который утверждал, что «кровь мучеников – это семя Церкви», можно с уверенностью сказать, что современная Русская Православная Церковь черпает жизненные силы в обращении к подвигу святых новомучеников и исповедников.

Многие аспекты этого подвига ещё ждут изучения. Обращаясь к теме миротворческого служения Церкви, обычно обходят молчанием период гонений против религии в СССР, будто в эти страшные годы Церковь замерла или вовсе перестала существовать. Тогда как именно в период гонений Церковь, в лице святых новомучеников и исповедников, явила полноту любви по заповеди Христа.

Примечания

[1] https://mitropolia.kz/news/polity/2887-sostoyalas-vstrecha-zarubezhnykh-...
[2] https://mitropolia.kz/news/religion/1526-episkop-kaskelenskij-gennadij-v...
[3] https://mitropolia.kz/news/polity/1531-v-astane-proshla-vstrecha-mitropo...
[4] http://www.patriarchia.ru/db/text/4258596.html
[5] Там же.
[6] Русский паломник. 1917. № 31–32. Цит. по: Ходаковская О.И. Там, где сияют горные вершины. – Алматы, 2019, –  с. 209.
[7] Протоколы общих собраний членов Верненской организации РКП(б). // Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 1. Оп.1, Д.16. Л.29. Цит. по: Ходаковская О.И. Указ. соч., с. 285.
[8] Ходаковская О.И. Указ. соч., с. 242.
[9] Житие священномученика Владимира Цедринского. https://mitropolia.kz/august/451-vladimir-tsedrinskij.html
[10] Туркестанский церковный вестник. 1 августа 1918. № 3, – с. 27-28.
[11] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том I. О последовании Господу нашему Иисусу Христу.
[12] Воронцов, В., иерей. «Была у архиереев по церковному делу, но контрреволюционной работы не вела...». Материалы к жизнеописанию святой мученицы Наталии Сиваковой и пострадавшего с ней церковного старосты Константина Конькова. // Свет Православия в Казахстане. Периодическое издание Казахстанского Митрополичьего Округа, № 1-2 (241), март 2018, с. 24-30.
[13] Архив Комиссии по канонизации святых Казахстанского митрополичьего округа. Отношение ИАЦ ДП Карагандинской обл. от 02.09.2019. Архивная справка по делу 594.
[14] http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITcDUsuyjfe9fdM...
[15] СГА ИАЦ ДП Алматы. Ф. 20. Д. 09341. Л. 26.
[16] Архив Комиссии по канонизации святых Казахстанского Митрополичьего округа. Воспоминания о митрополите Иосифе митрополита Днепропетровского Иринея.
[17] https://www.pravmir.ru/mitropolit-iosif-chernov-neizvestnye-vospominaniya/
[18] Цит. по: Архимандрит Макарий (Веретенников). Иосиф, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский // https://pravoslavie.ru/37083.html
[19] https://www.pravmir.ru/mitropolit-iosif-chernov-neizvestnye-vospominaniya/
[20] Цит. по: Архимандрит Макарий (Веретенников). Указ. соч. // https://pravoslavie.ru/37083.html