Вы здесь

ТИХОНРАВОВ Гавриил Петрович, протоиерей

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Россия
Казахстан
Киргизия

Год рождения

1872

Место рождения

Саратовская губ., Аткарский у., с. Терен

Национальность

Русский

Образование

Окончил духовную семинарию со званием студента [1]

Служба / работа / место жительства

1900–1929 — проживал в с. Чалдовар Сыр-Дарьинской обл. (ныне с. Чалдыбар в Киргизии); в станице Леписнской Семиреченской обл. (с 1901 г.); в г. Верный Семиреченской обл.

1900 — определён на службу в Туркестанскую епархию священником к церкви с. Чалдовар.

Рукоположение

1901 — рукоположён в сан священника к Троицкому храму в ст. Лепсинская

Служба / работа / место жительства

1903 — уездный наблюдатель церковно-приходских школ.

Награды

1904 — набедренник

1906 — скуфья

1913 — орден св. Анны III степени

Служба / работа / место жительства

К 1914, г. Верный — настоятель Покровского храма. Затем служил в Вознесенском соборе

Награды

Возведен в сан протоиерея; удостоен митры. [6]

Участие в расколе

1924 (?) — перешёл в обновленчество вместе со всем клиром Вознесенского собора. Вскоре вернулся к «тихоновцам» [3, 6], принеся публичное покаяние [3]

Арест

1929, 8 октября [7] (24 декабря [6]) — арестован

Осуждение

1930, 13 января — ОС при Коллегии ОГПУ по Казахстану по ст. 58-10 приговорён к 3 годам ссылки

Арест

1931, 17 ноября, Восточно-Сибирский край, Богучанский р-н, с. Каменка — арестован.

Обвинение

«Участник контрреволюционной организации в проведении антисоветской агитации«

Осуждение

1932, 20 августа — ОС при Коллегии ОГПУ дело прекращено за недостаточностью материалов для предания суду

Арест

1937, 9 сентября, г. Чимкент — арестован УНКВД по Южно-Казахстанской обл.

Осуждение

1937 19 ноября — тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. по ст. 58-10, 58-11 приговорён к высшей меренаказания.

Реабилитация

1957, 12 декабря — Военным трибуналом Туркестанского ВО реабилитирован по делу 1937 г.

1989, 31 августа — Прокуратурой Каз. ССР реабилитирован по делу 1929 г.

2002, 13 сентября — Прокуратурой Красноярского края реабилитирован по делу 1931 г. (П-4575)

Источники:

Литература

1. Календарь Туркестанской епархии за 1903 год. Верный, 1904. [П]

Документы

2. ЦГА РУз. Ф. И-961. Оп. 1. Д. 1220. Л. 156 об. (Список Туркестансокого духовенства 1914 г.). [П]

Электронные ресурсы

3. Казанцев В. Образование епархии // Сайт Союза православных граждан Казахстана. www.spgkz.kz

4. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века». http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans

7. Жертвы политического террора в СССР. https://base.memo.ru/person/show/3020248

8. Жертвы политического террора в СССР. https://base.memo.ru/person/show/975883

9. Жертвы политического террора в СССР. https://base.memo.ru/person/show/3020249

Дополнительные сведения

В источнике [3] цитируется сохранившееся письмо к протоиерею Гавриилу Тихонравову от его духовной дочери: «г. Алма-Ата. 18.11.1926 год. Как Вы до сего времени не хотите понять, что пора прекратить всякие междоусобия в Церкви? Раздор епископов ведёт к раздору священников, раздор священников — к полнейшему отказу от Церкви мирян… Приезд епископа Алексия (Маркова-обновленца) внёс вражду… не раз слышала, как епископ Алексий забрасывал грязью епископа Константина (Крошевича — григорианца). Разве это достойно епископа? Последовательности, логики в его речах нет, его поучения не дают ничего, кроме скуки Богослужения его один парад. Он любит почёт и уважение, но народ его не любит. И если в соборе бывает много молящихся, то это только в силу привычки и потому, что собор наш сам по себе красота, и к тому-же хороший хор. Вот всё, что влечёт к себе народ, но только не епископ Алексий. Вы пользуетесь большим авторитетом в своей среде. Я хочу, чтобы Вы сами, а за Вами всё духовенство признали, что распри раздирают Церковь, озлобляют верующих, настраивают одного против другого. Не Вы ли должны потушить это пламя — зажженное Вами. Больно, очень больно писать своему духовному пастырю подобное письмо. Так будьте достойны имени пастыря и христианина. Ваша духовная дочь - А. К.» (ссылка на Архив КНБ РК. Дело № 02).

Далее В. А. Казанцев пишет: «Отсутствие в Семиречье архиерея, держащего истинно православную линию, активные действия обновленцев, давление большевистской власти, поддерживающей раскольников, расправа над «тихоновским» духовенством и мирянами вызвали в области настроения, доведённые до степени анархии и смятения в душах пастырей и пасомых. Население Семиречья в большинстве своём не принимало ни самих обновленцев, ни их новшеств. Местная пресса констатировала: «Алма-атинские миряне настроены враждебно ко Всероссийскому Церковному управлению и «прогрессивному духовенству». (Джетысуйская правда. 1923, № 56). По причине массового отпада паствы от «прогрессивного храма» протоиереи Гавриил Тихонравов, Александр Скальский, Моисей Беланов, священники Матфей Иваний, Владимир Червинский, Тимофей Морозов, Матфей Шевченко принеся публичные покаяния вернулись в истинно-православную церковь». (Матфей Шевченко-Долиндо тогда, может быть, и вернулся, но потом был и у григориан, и у обновленцев, пытался вернуться в 1937 г., обращаясь к вл. Тихону, скорее всего безрезультатно. — Е. О.).

В. Б. Заславский во 2-й части книги «Православные храмы епархии» (рукопись) пишет, что в 1921 году протоиерей Гавриил Тихонравов был похоронен на кладбище Верненского монастыря: «С восточной (алтарной) и западной (папертной) сторон Всехсвятского храма, с севера на юг тянулась аллея захоронений, […] за алтарем были похоронены: священник Михаил Данилов (1903), протоиерей Алексей Лаженицын (1904), протоиерей Сергий Апполов (1821–1912), иеромонах Иссык-Кульского монастыря Агафангел (1851–1911), монахиня Апполония (1874–1914), послушницы Мария Васильевна Вербицкая (1880–1915), Анна Ивановна Кушелёва (1881–1916), схимонахиня Платонида (1842–1918), протоиерей Филимон Иванович Янковский (1863–1918), священник Афанасий Авсксентьевич Синяхевич (1885–1912), протоиерей Иоанн Предтеченский (1920), протоиерей Гавриил Тихонравов (1921), священник Феофан Смыкалов (1925) и другие».

Составила справку

Озмитель Е. Е., церковный историк Бишкекской епархии (Киргизия), ст. н. сотрудник ПСТГУ (Россия)