Вы здесь

(Пустынский Александр Дмитриевич), архиепископ, в расколе митрополит ИННОКЕНТИЙ

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Россия
США
Казахстан
Узбекистан
Киргизия
Туркменистан
Таджикистан
Украина

Дата рождения

1868, 23 сентября

Место рождения

Вологодская губ., Грязовецкий у., Александро-Коровина пустынь

Происхождение

Сын псаломщика. «Рано лишился родителей, был пастушком, выучился грамоте у местного священника о. Василия Авдуевского, который и выхлопотал мальчику место в Вологодском духовном училище, собрав деньги на дорогу среди селян» [33]

Образование

1883, Вологда — окончил Вологодское духовное училище

1889, Вологда — окончил Вологодскую духовную семинарию

1890 — окончил 1 курс Санкт-Петербургского археологического института

1893, Киев — окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия

Семейное положение

Брат: Илларион Дмитриевич, племянник: Николай Илларионович

Служба / работа / место жительства

1891–1893, Киев — регент хора Киевской духовной академии

1893–1894, США, г. Сан-Франциско — псаломщик, затем иподиакон в кафедральном соборе, член Аляскинского духовного правления

Рукоположение

1894, 14 сентября — пострижен в мантию с именем Иннокентий

1894, сентябрь — рукоположён во иеродиакона

1894, 25 сентября — рукоположён во иеромонаха

Награды

1894 — набедренник, золотой наперсный крест

Служба / работа / место жительства

1895 — настоятель храмов Рождества Богородицы в г. Осеола Милс, Иоанна Крестителя в г. Филипсбург и Питтсбургско-Аллегейнской

1895, 9 декабря — 1897, г. Новгород — помощник инспектора Новгородской духовной семинарии

1897–1898, Московская губ., г. Сергиевский Посад — помощник инспектора Московской духовной академии

1898–1899, Московская губ., г. Сергиевский Посад — исполняющий обязанности инспектора, член Совета и Правления Московской духовной академии

С 1898, 20 декабря — член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета

Рукоположение

1899, 17 августа — возведён в сан архимандрита

Служба / работа / место жительства

1900, 10 февраля — за труд «Пастырское богословие в России за XIX в.» удостоен степени магистра богословия, 5 апреля утверждён в научной степени

1900, 17 ноября — 1902, 11 декабря, г. Тверь — ректор Тверской духовной семинарии, цензор «Тверских епархиальных ведомостей»

1901–1902 — председатель епархиального училищного совета

1902 — ввиду расстроенного здоровья уволен от духовно-учебной службы

1902, декабрь — 1903, декабрь, г. Москва — наместник Чудова монастыря

1903, 29 ноября — назначен епископом Аляскинским, викарием Алеутской епархии

Рукоположение

1903, 14 декабря, г. Санкт-Петербург — хиротонисан во епископа Аляскинского, первого викария Алеутской и Северо-Американской епархии. Чин хиротонии в Казанском соборе совершили митрополиты Московский священномученик Владимир и Киевский Флавиан; архиепископ Казанский Димитрий; епископы Алеутский святитель Тихон, Тульский Питирим, Волынский Антоний, Якутский Никанор, Гдовский Константин, Нарвский Антонин и Алавердский Евфимий

Служба / работа / место жительства

1903–1909, США, г. Ситка — епископ Аляскинский, викарий Алеутской епархии; в феврале 1904 г. переименован в первого викария Алеутской епархии

1906, 27 мая, США, г. Вашингтон — был на приёме у президента США Т. Рузвельта

1907, 13 февраля — 8 июня — временно управляющий Алеутской епархией

1909, 1 мая — 1912, 23 февраля, г. Якутск — управляющий Якутской и Вилюйской епархией, председатель Якутского отдела Императорского православного палестинского общества

1912, лето, Иркутск — участник I Общесибирского миссионерского съезда, руководитель одной из секций

1912, 25 июня — 1922, Туркестанский край (ныне Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизия, Туркестанская и Алма-Атинская области Казахстана) — управляющий Туркестанской и Ташкентской епархией с кафедрой в г. Верном (Алма-Ата), после 1916 (фактически с 1917) — в г. Ташкенте*. Председатель епархиального миссионерского комитета

1917, Москва — член Поместного Собора Православной Российской Церкви, участвовал в 1-й сессии, член VI, XII Отделов

Награды

1909 — орден святого Владимира III степени

1912 — орден святой Анны I степени

1916 — орден святого Владимира II степени

Рукоположение

1918, 25 апреля — ко дню Святой Пасхи возведён в сан архиепископа

1921 — рукоположил во священника Валентина Войно-Ясенецкого

Служба / работа / место жительства

1922, 3 октября, г. Ташкент — объявил епархию самоуправляемой, противодействуя обновленческому ВЦУ**

1923, 29 января — получив предписание ОГПУ в 24 часа выехать из города, покинул Туркестанскую епархию

Участие в расколе

1923–1924, г. Москва — обновленческий архиепископ Курский и Обоянский, безуспешно пытался получить разрешение на эмиграцию и выехать на Валаам

1923, 29 апреля — 9 мая, г. Москва — участник обновленческого собора 1923 года

1924, март — уволен обновленческим ВЦУ на покой

1924, 10–18 июня, г. Москва — участник обновленческого Всероссийского предсоборного совещания

1924, сентябрь — 1929, г. Киев — митрополит Киевский и Галицкий (Украинская автокефальная православная синодальная церковь), член Всеукраинского синода, сторонник объединения с Украинской автокефальной православной церковью, организатор захвата обновленцами Киево-Печерской лавры

1924, ноябрь, г. Киев — участник обновленческого Всеукраинского предсоборного совещания

1925, май, г. Киев — участник обновленческого 2-го Всеукраинского поместного собора, на котором избран заместителем председателя Всеукраинского обновленческого Синода и священноархимандритом Киево-Печерской Успенской Лавры

1925–1929, г. Киев — Высшая богословская школа, ректор и преподаватель катехизиса

1925, 1–10 октября, г. Москва — участник обновленческого собора 1925 года

1927, май, г. Киев — участник обновленческого Всеукраинского предсоборного совещания

1928, май, г. Киев — участник обновленческого 3-го Всеукраинского поместного собора

1929, июль — 1932, Вологодская обл., Александро-Коровина Троицкая пустынь, — пребывал на покое, в Свято-Троицком храме

1932, 9 марта — назначен управляющим обновленческой Архангельской митрополией (Архангельской и Вологодской епархией)

1932, 6 сентября — избран председателем Церковного управления Северного края России, жил в г. Архангельске на ул. Садовая, д. 30, кв. 1

Арест

1933, 14 марта, Архангельск — заключён в тюрьму

Обвинение

Проходил по следственному делу № 914/33. На следствии заявил о несогласии «с политикой власти в вопросе отношения к Церкви», считал, что она должна участвовать в работе государственного аппарата, иначе это «гибельно отражается на ней»

Осуждение

1933, 21 июля — Особым совещанием при Коллегии ОГПУ осужден на 3 года высылки в Казахстан

Служба / работа / место жительства

1934–1937, г. Алма-Ата — регент хора в Софийском соборе (обновленческий), звонарь во Введенском храме, попытке воссоединиться с Патриаршей Церковью воспрепятствовала гражданская власть, в жил на ул. Абая (ныне Тулебаева), д. 105, кв. 2, в нищете и без отопления***

1936 — обновленческим Синодом за «примиренчество с тихоновщиной» исключён из числа обновленческих архиереев

1937 — перед смертью принёс покаяние за участие в расколе****

Арест

1937, 21 ноября, г. Алма-Ата — УГБ НКВД Казахской ССР заключён в тюрьму

Обвинение

«Участник антисоветской повстанческой организации церковников, возглавляемой И. И. Ульяновым». Признал своё участие в нелегальной организации, ставившей целью «объединить церковные течения староцерковников и обновленцев, создать единую мощную организацию во главе с митрополитом — со мной», обвинение в контрреволюционности отверг, никого не оговорил

Осуждение

1937, 1 декабря — тройкой УНКВД по Алма-Атинской обл. по ст. 58-2, 58-10 приговорён высшей мере наказания

Дата смерти

1937, 3 декабря, полигон НКВД «Жаналык», Алма-Атинская обл., Казахская ССР — расстрелян

Реабилитация

1989, 12 апреля — реабилитирован Прокуратурой Казахской ССР по делу 1937 г.

Почитание

В посёлке Кирпичном Вологодской области действует Музей памяти митрополита Иннокентия. Его почитают в США как подвижника православия и священномученика*****

Дополнительно

Рядом источников ошибочно годом рождения назван 1869, но Хайретдинова [33] со ссылкой на метрическую книгу называет 1868 г.

Версии о кончине владыки в 1935 или в 1942 гг. недостоверны.

Владыка Иннокентий бывал на приеме у Императора Николая II.

В Туркестане архиепископ Иннокентий противостоял изъятию церковных ценностей. 3 июня 1922 года он выступил в газете «Джетысуйская правда» с интервью, в котором заявил о том, что не даёт благословения сдавать богослужебную утварь государству: «Это запрещают апостольские правила, установленные на Церковных соборах» [8]

Из книги «Я полюбил страдания» священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого): «Весной 1923 года, незадолго до церковного раскола и появления «живой» церкви, епископ Иннокентий созвал съезд духовенства Ташкентской и Туркестанской епархии, который должен был избрать двух кандидатов на возведение в архиерейский сан. Выбор пал на архимандрита Виссариона и на меня. Вскоре произошло восстание против Патриарха Тихона московских и петроградских священников, которое возглавил протоиерей Александр Введенский. По всей России произошло разделение духовенства на стойких и крепких духом, верных Православной Церкви и Патриарху Тихону, и на малодушных, неверных, или не разбиравшихся в бурных церковных событиях, вошедших в «живую» церковь, возглавляемую Введенским и немногими его сообщниками, имен которых уже не помню. Отозвался раскол и у нас в Ташкентской епархии. Архиепископ Иннокентий, крайне редко сам проповедовавший, выступил со смелой, сильной проповедью о том, что в Церкви бунт и что необходимо сохранять верность Церкви Православной и Патриарху Тихону и не входить ни в какие сношения с «живоцерковным» епископом, приезда которого ожидали. Неожиданно для всех два видных протоиерея, на которых вполне надеялись, перешли в раскол, к ним присоединились и другие, и верных осталось немного. Преосвященный Иннокентий поспешил совершить хиротонию архимандрита Виссариона. Совместно с епископом Сергием (Лавровым), недавно переведенным в Ташкент из ашхабадской ссылки, он совершил полным чином наречение во епископа архимандрита Виссариона. Но на другой же день нареченный епископ был арестован и выслан из Ташкента. Позже он примкнул к Григорианскому расколу и получил сан митрополита. Преосвященный Иннокентий был очень испуган и тайно ночью уехал в Москву, надеясь оттуда попасть в Валаамский монастырь. Но это, конечно, ему не удалось, и лишь спустя много времени смог он пробраться в свою деревню Пустынька» [30]

Необходимо изучить экклезиологические взгляды владыки Иннокентия и дать оценку его раскольнической деятельности. Публикации на эту темы противоречивы.

Г. М. Солдатов так оценивает раскольническое служение владыки: «Владыка Иннокентий присутствовал на некоторых заседаниях и Соборах обновленчества, но не принимал деятельного участия, также как это делали многие другие Архиереи. В отличие деятельности Владыки в Америке, где он много писал о проводимой церковной и общественной работе, то в этих журналах в Отечестве его статей почти нет. Была статья «Священные монастыри и монахи» в Вестнике Священного Синода Православной Российской Церкви в № 5 (1) 1926 года, в которой Митрополит Иннокентий с печалью отметил о печальном положении Церкви, монастырей и монашества в СССР. В СССР проявлялась вражда к монашеству, и некоторые обновленцы постановили «закрыть монастыри с укладом быта жизнеосужденного и отброшенного строя жизни», ввели второбрачие духовенства и женатого епископата. Распознав разлагающую Православную Церковь, деятельность обновленчества, Архиепископ Иннокентий отказался признать церковное управление ВЦУ и объявил свою Ташкентскую-Туркестантскую епархию самоуправляемой, на что ему это давало указание Святейшего Патриарха Тихона. Созванный Владыкой Епархиальный съезд духовенства и мирян соборно отверг требования ВЦУ и учредил викарные архиерейские кафедры. Местные власти начали преследование Владыки. Газетные статьи, затем вызовы на допросы в ГПУ, ночные взломы в его дом для обысков и т. д. Государственным властям и обновленцам удалось сломить волю Владыки Иннокентия, призывавшего в епархии «сохранять верность Церкви Православной и Патриарху Тихону и не входить ни в какие отношения с «живоцерковным епископом». Как была достигнута победа над сопротивлением обновленчеству Владыки не известно. Покаялся ли он не известно, но он своей мученической смертью и примером защиты правды искупил свои грехи и достоин, чтобы память о нем не могла быть забыта, чтобы веруюшие возносили о нем молитвы Богу и чтобы он, как мученик за Христа, был причислен Церковью к Лику Святых» [48]

Документы говорят за себя. Из дела 1933 г. (Цит. по [48]): «За весь период работы в Архангельске Пустынский проявил себя как противник обновленчества, мне не раз приходилось от него слышать: «Обновление появилось не по желанию духовной власти, а по принуждению гражданской. Я добровольно к обновленческому течению не принадлежал, и принадлежать не буду, ибо цель обновленчества не созидать церковь, а разрушать..» (Показания свид. Кузьмина). «Обновленческое течение считаю не жизненным. Десятилетняя деятельность обновленчества показала, что роста его нет. За время существования обновленчество растеряло всё» (показ. обв. Пустынского). «Я сторонник объединения Церкви, которое положит конец существующей вражде между Сергиевцами, Иосифлянами, Обновленцами и пр.». «Митрополит Арсений (Стадницкий) стоял на точке зрения единства Церкви, пытался убедить меня отойти от синода и присоединиться к ним. Я соглашался, но стоял за объединение не на старых, а на новых позициях, отличных от существующих течений, как староцерковников, так и обновленцев».

Из агентурных донесений по делу 1937 г. [7]: Пустынский говорил: «В тихоновской ориентации больше привилегии, но мне нельзя обратно перейти, тогда меня сошлют на Соловки, придется так доживать свой век хоть и не по душе, но ничего не поделаешь»; «Церковь Русскую в настоящее время соединить никак нельзя, потому что обновление заключается не только в церковных реформах и изменении старых уставов церковной жизни. Но тут еще есть политическая цель. Обновленчество есть такая группа духовенства, которая пошла против старого строя. А тихоновцы идут по старому пути, не изменяя своих направлений. И соединиться этим двум течениям ни в коем случае нельзя, потому что обновленческий собор в 23 г. судил патриарха Тихона за открытое к-р выступление, а п. Тихон не подчинился собору, а напротив предал весь собор анафеме и отлучил их /…/ и все епископы перешли опять на сторону патриарха. Только немногие остались в обновленчестве. В настоящее время у обновленцев почти все новые епископы, старых почти нет, ушли в отставку, и теперь я живу только тем, что едва питаюсь /…/ обновленцам не нужен старик» (1934); «Я против тихоновщины ничего не имею, я больше склонен в тихоновщину, чем к обновлению и обновленцев вообще я ненавижу, но некуда было деваться, пришлось служить у них, но в настоящее время, когда меня обновленческий синод совсем уволил за примиренчество с тихоновщиной, то я намерен обратиться к митрополиту Сергию о восстановлении в сане епископа»; «меня гражданские власти заставляют возбудить ходатайство перед Виталием о восстановлении в правах епископа, но я не намерен больше писать Виталию /…/ хочу присоединиться к православию, чтобы умереть в православии» (1936); «У меня монашеский образ мыслей, монашеское тяготение к уединению и полному душевному спокойствию, а тут я увидел, что выступили всевозможные церковные группировки: «Живая Церковь», «Возрожденческая», «Трудовая», «Обновленческая» и т.д. И все это меня очень угнетало, ведь я с одним направлением не мог согласиться по своим взглядам и желал покинуть Россию во что бы то ни стало уехать на Валаам» (1937)

Очевидно, что с обновленцами он себя не идентифицировал, служил в обновленчестве вынужденно. Имел намерение воссоединиться с митрополитом Сергием. Успел ли он осуществить это намерение, неизвестно.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

* Епископ Иннокентий осуществил давнюю мечту Туркестанских архиереев о переносе кафедры из Верного в Ташкент. В Верном было учреждено Семиреченское викариатство.

** Туркестанская автокефалия оставалась верной Патриарху Тихону, которого поминали за богослужением. В документах ГПУ священнослужителей, не принимающих обновленчество, называли «автокефалистами-тихоновцами». Из контекста письма священника Григория Лазуревского митрополиту Арсению (Стадницкому) ясно, что туркестанская автокефалия воспринималась автором как раскол. Из письма епископа Тихона (Шарапова) протоиерею Матфею Шевченко следует, что владыка Тихон также считал автокефалию расколом.

*** Алма-Атинская паства помнила своего архиерея, у владыки был высокий авторитет и в отсутствие обновленческого архиерея митрополит Иннокентий воспринимался как глава епархии, подавал от лица епархии документы на регистрацию общины, добился отнятия у григорианцев Введенского храма в пользу обновленцев [7], где по некоторым источникам он некоторое время жил. Впоследствии владыку Иннокентия обновленческие архиереи притесняли, позволяли ему служить только ранние Литургии. Митрополит Иннокентий был регентом хора в обновленческом Софийском соборе. Впоследствии был отстранён обновленцами от служб и управления хором, «Синод обновленцев исключил Пустынского из списка своих епископов» [7]

В 1936 г., после ареста епископа Александра (Толстопятова) и закрытия Никольского собора, причт Введенского храма воссоединился с Церковью. Верующие обращались к владыке Иннокентию с просьбой возглавить общину и епархию. Об этом владыка вел переговоры с И. И. Ульяновым и священником Д. Млодзяновским. Владыка Иннокентий полагал, что до суда над епископом Александром он считается главой епархии и поэтому писать прошение митрополиту Сергию преждевременно.

**** При подготовке монографии о преосвященном Еромгене (Голубеве) специалист Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрий Владимирович Павлов выявил в архиве Ташкентской епархии документы, которые косвенно свидетельствуют о том, что покаяние архиепископа Иннокентия в грехе раскола было принято Московской Патриархией и он до своего ареста успел воссоединиться с Церковью. 24 января 1956 года епископ Ермоген направил Святейшему Патриарху Алексию доклад о составлении в Ташкентской епархии диптиха почивших архипастырей. Преосвященный просил у Святейшего указаний, включать ли в диптих имя архиепископа Иннокентия. В ответе от 28 января за подписью управляющего делами Московской Патриархии протопресвитера Николая Колчицкого сообщалась резолюция Его Святейшества: «Перед смертью преосвященный Иннокентий покаялся. Включить его имя в диптихи почивших Ташкентских иерархов Бог благословит» [1].

***** Член Комиссии АПЦ по Прославлению Святых. Г. М. Солдатов: «Владыка является, безусловно, Русской Церкви Новомучеником, за веру во Христа. Церкви он послужил как миссионер, духовный писатель, защитник верующих и бедных, организатор школ. То, что он был репрессирован властями, служит само по себе доказательством того, что он не служил коммунистическим властям, но Богу и его страдания за Веру во Христа искупают возможные его ошибки. Многие верующие в Отечестве и в Америке надеются, что Святая Православная Церковь, посчитав заслуги Владыки, причислит его к Лику Святых» [48]. «Государственным властям и обновленцам удалось сломить волю Владыки Иннокентия, призывавшего в епархии «сохранять верность Церкви Православной и Патриарху Тихону и не входить ни в какие отношения с «живоцерковным епископом». Как была достигнута победа над сопротивлением обновленчеству Владыки не известно. Покаялся ли он не известно, но он своей мученической смертью и примером защиты правды искупил свои грехи и достоин, чтобы память о нём не могла быть забыта, чтобы веруюшие возносили о нём молитвы Богу и чтобы он, как мученик за Христа, был причислен Церковью к Лику Святых» [48]

Труды

По пути на родину // Новгородские епархиальные ведомости. 1897. № 6.

Два пути. Слово в день Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня; Дары земные небесному жителю // Богословский вестник. 1897. № 10–11.

Многое и Единое (Лк 10. 41–42) // Богословский вестник. 1898. № 10.

Пастырское богословие в России за XIX в. Сергиев Посад, 1899.

Речь пред защитой магистерской диссертации; Пастырское богословие (Мысли по поводу изданной мной книги) // Православный собеседник. 1900. № 2.

Три искушения. Тверь, 1901.

Отзывы о жизни и литературной деятельности // Тверские епархиальные ведомости. 1900–1903.

Слово в великий пяток; Речь пред открытием педагогических курсов; Поучение на молебне; Речь в торжественном собрании // Тверские епархиальные ведомости. 1901. № 7–9, 14, 18–19.

Слово на день свт. Николая; Слово на пассию 4-й седмицы Великого поста; Слова; Речь на молебне // Тверские епархиальные ведомости. 1902. № 1, 7/8, 14, 18, 23.

Добрый совет // Церковные ведомости. 1903.

Православные школы в Аляске. Н.-Й., 1905.

Филадельфия и Фонд-Ду-Лак; Мертвые спутники // Американский православный вестник. 1904. № 11, 19.

Послушание; Приемыши. Число и характер школ; Миссионерский монастырь в Аляске; Под флагом двойного креста; Русский флаг в Аляске // Американский православный вестник. 1905. № 2–3, 6–8, 16, 21.

Аляскинское викариатство; Открытие Семинарии в Ситхе // Американский православный вестник. 1906. № 14–16, 20.

Отчет о состоянии Аляскинского викариатства за 1906 год; Под вулканическим дождем; У котиков на военном положении // Американский православный вестник. 1907. № 8–9, 19, 21.

Из моего дневника; Отчет о состоянии Аляскинского викариатства за 1907 год // Американский православный вестник. 1908. № 4, 11.

Из отчета о состоянии Аляскинского викариатства за 1908 год // Американский православный вестник. 1909. № 7.

К сведению епархиального духовенства // Туркестанские епархиальные ведомости. 1913. № 21.

Предложение духовенству; Архипастырское послание // Туркестанские епархиальные ведомости. 1914. № 13, 17.

Слова в кафедральном соборе; Архипастырское послание // Туркестанские епархиальные ведомости. 1915. № 5. С. 167–169; № 11, 17–18.

Слово о христианском провождении праздничных дней; Архипастырская благодарность // Туркестанские епархиальные ведомости. 1916. № 6. Прил.; № 11.

Обращение к духовенству // Туркестанские епархиальные ведомости. 1917. № 10.

Архипастырская благодарность // Туркестанский церковный вестник. 1918. № 1.

Священные монастыри и монахи // Вестник Св. Синода. 1926. № 5.

Письма к архиеп. Арсению (Стадницкому) // Церковно-исторический вестник. 2008. № 15 (Ефимов А. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. М., 2012. С. 546–560).

Посещение Вашингтона; Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) как пастырь и учитель о пастырстве // Верность. 2014–2015. № 198, 200.

Источники:

Документы

1. АТЕУ (Архив ташкентского епархиального управления). Оп. 1. Д. 46. Л. 11-12.

2. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 424.

3. ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1969. Л. 1–6; Ф. 162. Д. 522. Л. 1–2.

4. Архив УФСБ по Архангельской обл. Д. П-8248 (Верность. 2014. № 198).

5. Краеведческий музей в пос. Вохтога Вологодской обл..

6. РГИА Украины. Ф. 711. Оп. 3. Д. 1922, 2163.

7. СГА ИАЦ ДВД г. Алматы. Ф. 20. Д. 09341.

Литература

8. Казанцев В. А. Образование епархии. Рукопись.

9. Вологодские епархиальные ведомости. 1864. № 5. С. 73; 1883. № 14. С. 200; 1886. № 3. С. 27; 1889. № 14. С. 209; Приб. 1894. № 22. С. 331–341.

10. Церковные ведомости. 1895. № 50. С. 442; 1897. № 13. С. 108; 1899. № 2. С. 13; 1900. № 48. С. 368; 1901. № 1. С. 12; 1902. № 51/52. С. 394; 1903. № 49. С. 388; 1909. № 18/19. С. 123; № 20. С. 193; 1912. № 9. С. 55; № 18. С. 106; № 28. С. 271; 1916. № 18/19. С. 122; 1918. № 17/18. С. 104; Приб. 1902. № 23. С. 762; 1903. № 51/52. С. 2023–2028.

11. Маккавейский Н. Рецензия // Труды Киевской духовной академии. 1899. № 12. С. 600–624.

12. Православный собеседник. 1901. № 1. С. 91–92; 1902. № 2. С. 33; № 9. Прил. 3. С. 1–8; 1905. № 3. С. 542.

13. Тверские Туркестанские епархиальные ведомости. 1901. № 4. С. 107–111.

14. Православная богословская энциклопедия. Т. 5.

15. Американский православный вестник. 1904–1908.

16. Русский паломник. 1909. № 21. С 339; 1912. № 36. С. 555, 560.

17. Журналы миссионерского съезда. Иркутск, 1910.

18. Якутские епархиальные ведомости. 1911. № 16–17.

19. Известия по Казанской епархии. 1912. № 4. С. 120; № 16. С. 516.

20. Попов С., прот. Преосвященный Иннокентий (Пустынский). Его служение на Якутской кафедре, 1909–1911 гг. СПб., 1913.

21. Лебедев В. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за 100 лет его существования (1814–1914 гг.). Вологда, 1916.

22. Туркестанские епархиальные ведомости. 1915. № 21. С. 575–576; 1916. № 3. С. 28–29.

23. Вестник Всероссийского союза общин Древле-Апостольской Церкви. 1923. № 1. С. 16.

24. Церковное обновление. 1924. № 2/3. С. 6; 1925. № 5/7. С. 54–55.

25. Украинский православный благовестник. 1925. № 16. С. 12.

26. Журнал Московской Патриархии. 1955. № 3. С. 70.

27. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг.: В 6 т. Эрланген, 1979–1989 (М., 2002–2004. Т. 1–3). Т. 3. С. 255.

28. Grigorij (Afonsky). A History of the Orthodox Church in Alaska (1794–1917). Kodiak, 1977. Р. 88.

29. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. Кн. 2. М., 1998. С. 368.

30. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. «Я полюбил страдание…» Автобиография. М., 1999. С. 29–34.

31. Ходаковская О. Сщмч. Пимен (Белоликов), еп. Семиреченский и Верненский. Сергиев Посад, 2000. С. 214–215, 222, 234, 411–412.

32. Хайретдинова А. Архипастырь богомудрый // Красный Север. 1994. 26 апреля.

33. Хайретдинова А. В жерновах русской смуты // Вера-Эском. 2000. № 376.

34. Лисичкин В. Крестный путь свт. Луки. М., 2001. С. 26–31, 36–37.

35. Жилюк С. Обновленська церква в Украiнi (1922–1928). Рiвне, 2002.

36. «Обновленческий» раскол. М., 2002. С. 104, 304, 309, 353, 421, 439–440, 486–488, 496–498, 501, 764–766, 1010.

37. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. С. 293, 296–299, 303, 318–319.

38. Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917. М., 2009. С. 234, 237, 302, 303, 339–353, 364, 365, 372–379, 398, 433, 439, 444, 461, 466, 470, 478, 488, 489.

39. Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010.

40. Хайретдинова А. «Пусть память будет живой». М., 2010.

41. Кальченко К. Деятельность митрополита Иннокентия на Киевской обновленческой кафедре // Православия — наука — суспiльство. К., 2010.

42. Книга скорби — Азалы кiтап. Захоронение «Жаналық». Мартиролог. Алматы, 2011. С. 340.

43. Преосвященный еп. Иннокентий (Пустынский) и Аляскинское викариатство. 1902–1909. Миннеаполис, 2012.

44. Ефимов А., Ласаева О. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. М., 2012 (им. указ.).

45. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. Т. 2. К., 2015.

46. Сальников А. Жизнь, отданная Богу // Благовестник. 2015. № 3.

47. Валерий Лавринов, прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 265–266..

48. Солдатов Г. М. Заслуженный священомученический венец // Верность-Fidelity. № 198. 2004–2014.

49. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Том 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. М., 2020.

Электронные ресурсы

50. Жертвы политического террора в СССР. https://base.memo.ru/person/show/3006642  

Составил справку Иеромонах Иаков (Воронцов), Председатель Комиссии по канонизации святых Астанайской и Алматинской епархии, Алматы