Вы здесь

БОГОЯВЛЕНСКИЙ Леонид Константинович протоиерей

Государства, с которыми была связана жизнь репрессированного: 
Россия
Финляндия
Казахстан

Дата рождения

1872, 15 августа

Место рождения

Пензенская обл., г. Инсар

Семейное положение

Жена Зинаида Васильевна, дочь Нина

Образование

1892 – окончил Пензенскую духовную семинарию

1911 – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, кандидат богословия, диссертация «Попытки англиканских богословов приблизить свое вероучение к учению православной Церкви».

Участвовал в деятельности об-ва сближения РПЦ с англиканской Церковью, сделал несколько докладов по вопросам единения Церквей. Состоял членом епархиального историко-археологического комитета, преподавал Закон Божий в петербургских гимназиях

Местожительство/работа/служение

1892-1895, г. Пенза – преподавал в образцовой начальной школе при Пензенской духовной семинарии

Рукоположение в сан

1895, 8 июля – рукоположен во диакона

1895, 9 июля – рукоположен во иерея к новопостроенному домовому храму в имении Ф. П. Неронова Линтула Выборгской губ. (около совр. пос. Огоньки Ленинградской обл.)

Местожительство/работа/служение

1895, 21 сентября, Великое княжество Финляндское, Выборгская губ. (ныне Выборгский р. Ленинградской обл.) – назначен священником Троицкой церкви при Линтульской женской общине, преобразованной в монастырь 19 августа 1905 г.

1901-1902 – состоял членом Временного ревизионного комитета по отчетности Финляндской духовной консистории и Финляндского епархиального попечительства

1903 – 1912, июль, г. Санкт-Петербург – служил в церкви святого благоверного князя Александра Невского при одиночной тюрьме «Кресты». Дважды присутствовал при исполнении смертных приговоров, напутствуя осужденных, после чего категорически отказался от этой миссии

Местожительство/работа/служение

1912, 16 августа – назначен настоятелем Князь-Владимирского собора

1913, 1 января – член правления епархиального свечного завода

Возведение в сан

1914 – протоиерей

Местожительство/работа/служение

1917 – вошел в состав епархиального совета при правящем архиерее

1918 – церковно-епархиальным советом избран в состав комиссии по ликвидации духовной консистории и организации новых форм делопроизводства

1918, июнь – по предложению о. Леонида Богоявленского епархиальное собрание духовенства и мирян постановило создать на базе свечного завода Александро-Невское православное трудовое братство, избран председателем совета

1918, 11 июнь – участвовал во встрече Патриарха свт. Тихона в Петрограде

Арест

1918, 27 сентября

Место заключения

Петропавловская крепость

1918, ноябрь – освобожден по ходатайству общего собрания рабочих и служащих свечного завода

Местожительство/работа/служение

1918, 28 ноября – на собрании благочинных церквей Петрограда был избран в комиссию «по установлению однообразия и благолепия в чине богослужения»

1919, 8 июля – назначен настоятелем кафедрального Исаакиевского собора

1919,13 октября – 1920,13 февраля – состоял членом комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии

1920, февраль – участвовал в открытии Петроградского Богословского института, на содержание которого прихожане Исаакиевского собора собирали значительные суммы

1921 – участвовал в устроенной Богословским институтом панихиде по Ф. М. Достоевскому, которую возглавил ректор прот. Н. Чуков

1920 –1922, апрель – являлся членом правления общества православных приходов Петрограда и губернии

Арест

1922, 29 апреля, г. Петроград

Обвинение

Дело «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»

Осуждение

1922, 5 июля – Петроградским губревтрибуналом по ст. 62, 119 УК РСФСР приговорен к ВМН

Другие обстоятельства ареста и дела

Групповое дело митрополита Вениамина *

1922, 14 июля – Обновленческое Высшее церковное управление постановило освободить Богоявленского Л.К. от занимаемых должностей и лишить священнического сана

1922, 26 июля – определением Кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК казнь была заменена 5 годами лишения свободы,

Места заключения

1922, 29 апреля – ноябрь, г. Петроград, тюрьма на ул.Шпалерной

В ознаменование 5-й годовщины Октябрьской революции по амнистии срок наказания
был сокращен наполовину, т.е. до 2,5 лет

1922, декабрь – 1923, 21 августа, г. Петроград, тюрьма «Кресты»

1923, 21 августа – освобожден по амнистии

Местожительство/работа/служение

1923, Петроградская губ., Гатчинский у., Ульяновская вол., пос. Победовка (ныне Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Красный Бор) – священник церкви св. блгв. кн. Александра Невского

1924, г. Петроград – назначен настоятелем церкви Рождества Христова в Песках

Арест

1926, 8 сентября

Обвинение

В ноябре привлечен к суду по обвинению в участии в смертных казнях в «Крестах» и «содействии борьбе против революционного движения»

Об освобождении о.Леонида Богоявленского ходатайствовал известный писатель-публицист П. Е. Щёголев

1926, 1 декабря – освобождён

Местожительство/работа/служение

1927, 14 ноября –1928, г. Лениград – состоял председателем Временного Ленинградского епархиального совета

1929-1930 – член Временного Ленинградского епархиального совета

1929-1930 – секретарь Временного Ленинградского епархиального совета

1928, май – 1929, январь – настоятель Николо-Богоявленского собора

1929, январь – 1930, март – настоятель Троицкого Измайловского собора

Арест
1933, г. Ленинград

Обвинение

«Социально опасный элемент»

Осуждение

Высылка из Ленинграда вместе с женой

Место проживания

1933-1935, Ленинградскоая обл., Тосненский р., ст. Поповка

Арест

1935, 11 марта, Тосненский р., ст. Поповка

Обвинение

«Социально опасный элемент»

Осуждение

1935, 17 марта – Особым Совещанием при НКВД СССР  приговорён к сслке вместе с женой в Тургай (Казахстан) на 5 лет.

Другие обстоятельства ареста и следственного дела

На допросе в день ареста на вопрос об отношении к Советской власти он заявил:  «В моих проповедях я заостряю вопрос о послушании власти, данной от Бога». На вопрос о том, как он относится к закрытию церквей, ответил: Рассматриваю это как следствие неумения верующих жить по Писанию». О.Леонид к тому времени был болен, и даже в официальном тюремном освидетельствовании говорилось что он «способен только к легкому физическому труду». Следователь вынес свое заключение: отправить о. Леонида в концлагерь, а жену выслать в Оренбург. Видимо, этот приговор оказался слишком суровым даже для того времени, и решение заменили другим: «Вместе с женой сослать на 5 лет в Тургай (Казахстан)»

Места заключения

1935-1937, КазССР, Кустанайская обл.,Мендыгаринский р., п.Боровской – в ссылке проживал с женой и дочерью

Арест

1937, 5 ноября – арестован Мендыгаринским РО УНКВД.

Обвинение

«Являясь админссыльным в среде верующих вел агитацию  против Советской власти и ее мероприятий. Совершал Богослужения и обряды»

Осуждение

1937, 20 ноября – тройкой УНКВД по Кустанайской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорён к ВМН – расстрелу

Другие обстоятельства ареста и дела

Коллективное дело ссыльного ленинградского духовенства (протодиакона Николая Верещагина и др.). прот. Леонид Богоявленский вину свою на следствии не признал, показаний против других лиц не давал

Исполнение приговора

1937, 23 ноября – расстрелян в 2 часа ночи. Место захоронения неизвестно. Одновременно были расстреляны высланные из Ленинграда священнослужители Н. А. Верещагин, Г. М. Кашников, В. И. Емельянов, К. К. Зверев, С. П. Ивановский, С. А. Преображенский, Г. Г. Сидоров, И. П. Смирнов и др.

Реабилитация

1959, 29 апреля – Постановление Президиума Кустанайского облсуда КазССР № 44-у-18с: «Постановление Тройки УНКВД 1937 г. отменить и дело производством прекратить за недоказанностью предъявленного обвинения»

1990, 31 октября – реабилитирован Президиумом Верховного Суда РСФСР по году репрессий 1922 года

Примечания

* По делу проходило много священнослужителей Петроградской епархии. Этот Петроградский судебный процесс имел своей целью устранить представителей высшей церковной канонической власти в Петроградской епархии для дальнейшего
беспрепятственного захвата Церкви обновленцами. Следствие было начато высшим партийным органом в Петрограде 10 июня 1922 г. 5 июля 1922г. Петроградским Ревтрибуналом было выдвинуто 10 обвиняемых, которых приговорили к расстрелу. Среди них был и о. Леонид. Однако по ходатайству обновленца А.И.Введенского (у которого были для этого свои мотивы), приговор был пересмотрен. Шесть человек, среди которых был и о.Леонид, были помилованы: Постановлением Президиума ВЦИК от 3 августа 1922г. расстрел был заменен тюремным заключением на 5 лет. Однако все 10 обвиняемых считались "вредными и опасными и при создавшейся политической конъюнктуре подлежащими совершенному устранению [ПСТГУ]

Иллюстрации

1. Протоиерей Леонид Богоявленский, фото с сайта Князь-Владимирского собора СПб // http://vladimirskysobor.ru/2010/06/09/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%...

2. Протоиерей Леонид Константинович Богоявленский с дочерью и матушкой Зинаидой Васильевной, фото из книги Г.П. Федотова «Исполнен долг, завещанный от Бога...» // http://alexandrtrofimov.ru/?p=18205

3. Тюремное фото, опубликовано в газете Православный Петербург, 2006, №4 (172), апрель // http://www.pravpiter.ru/pspb/n172/index.htm

4. Протоеиерей Леонид Богоявленский. Фотография. 1937, фото из Правосалвной энциклопедии // http://www.pravenc.ru/text/149613.html

5. Выпускники СПбДА с членами их семей. Картина И. С. Ковалевой в Князь-Владимирском соборе, в котором о. Леонид Богоявленский был настоятелем в 1912-1919 гг. В первом ряду справа о.Леонид с семьей

Источники:

Документы

1. СГА ИАЦ ДП Костанайской обл, архивно-следственное дело 0906, уг.дело №253. [П]

2. Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. № П-36314; Д. № П-34919; Д. № П-78542

3. ЦГА СПб. Ф. 151. Оп. 2. Д. 80. Л. 137; Д. 100. Л. 3; Ф. 1221. Оп. 1. Д. 11. Л. 81; Д. 13. Л. 1, 13-14; Д. 33. Л. 4, 7, 10-11; Ф. 4914. Оп. 3. Д. 7. Л. 23; Ф. 7384. Оп. 33. Д. 112. Л. 15; Ф. 7384. Оп. 1. Д. 32. Л. 15

Публикации

4. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. 2 «Дело» митрополита Вениамина: (Петроград, 1922г.). М.: Студия «ТРИТЭ»: Российский архив, 1991.

5. «Дело» митрополита Вениамина: (Петроград, 1922 г.). М.: Студия «ТРИТЭ»: Российский архив, 1991.

6. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С. 30.

7. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т. 2. СПб.: Издательство Чернышева, 1996. 328 с. С. 96.

8. Минувшее: Исторический альманах. 15. М.; СПб.: Atheneum: Феникс, 1993. 656с.; ил. С. 525, 533, 535, 536, 539, 542, 543, 554, 559, 567, 571, 573, 577, 602.

9. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280 с. С. 63-64.

10. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. 2 «Дело митрополита Вениамина»: (Петроград, 1922г.). М.: Студия «ТРИТЭ»: Российский архив, 1991.

11. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во «Миръ», «Общество святителя Василия Великого», 2002. 416 с. С. 63-64.

12. Православная энциклопедия / Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 5: Бессонов-Бонвеч. М.: «Православная энциклопедия», 2002. С.556-557.

13. Ленинградский мартиролог, 1937-1938: Книга памяти жертв политических репрессий. Т. 6. 1937 год. СПб., 2007. С. 43.

14. Санкт-Петербургский мартиролог, Князь-Владимирский собор, Санкт-Петербург. 2017 г. С.1 10.

Электронные ресурсы

15. База данных МВД РК «Мемориал». URL. http://mvd.gov.kz/portal/page/portal/mvd/mvd_page/mvd_memorial/mObl11/mObl11_%D0%91/23E27D0AE3C81710E054002655122E6A

16. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.: БД ПСТГУ. URL. http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2J...

17. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. URL. http://www.pravenc.ru/text/149613.html

18. Православный Санкт-Петербург. URL. http://www.pravpiter.ru/pspb/n121/ta010.htm

Дополнительные материалы

Петербургский отечник. Прощание. Статья на сайте «Православный Санкт-Петербург» [16]

... Еще одна душа отошла ко Господу – Нины Леонидовны Богоявленской - дочери протоиерея Леонида Богоявленского,служившего настоятелем Князь-Владимирского и Исаакиевского соборов, церкви в «Крестах». В 1922 году отец Леонид проходил по делу митрополита Вениамина, тогда смертный приговор заменили тюрьмой. Смерть нашла его позже, в 38-м, когда, сосланный в Казахстан, о. Леонид был расстрелян.

Нина Леонидовна, сдерживая рыдания, рассказывала о проводах отца с Московского вокзала, о том, как великим стоном огласилась вокзальная платформа, когда тронулся поезд со ссыльным духовенством, а конвоир сломал прикладом руку провожавшей кого-то женщине за брошенный в поезд узелок… Сейчас мы собираем воспоминания о прошлых гонениях, а тогда они падали дождями слез родных и близких людей и прятались в памяти, иногда навсегда.

От Нины Леонидовны мы узнали о том, что когда ее отца отправили служить в Поповку, он купил там дом и взял к себе жить отца Серафима Вырицкого. Позже, когда отца Леонида уже выслали, она сама ездила в Вырицу за советом.

В тяжелые времена ей помогали советом и деньгами протоиерей Николай Чуков и митрополит Алексий (Симанский). Благодаря этому она закончила институт, аспирантуру и стала врачом, работала с космонавтами. Жаль, что о многом еще я не спросила Нину Леонидовну, думала, успею, а не пришлось: в канун Прощеного воскресенья тихо и мирно старушка отошла ко Господу.
В ее большой квартире, заваленной книгами и лекарствами, жила тоска одиночества: восемь лет назад умер муж и никто, кроме отца Владимира Сорокина, не заботился о ней.

– Зачем ты так долго говоришь по телефону? - раздражался мой друг, уставший смотреть, как я молча слушаю Нину Леонидовну. – Она одинока, - оправдывалась я, зная, что каждый разговор с человеком может быть последним.

Да, уходят наши славные старики, и надо торопиться не только собрать их воспоминания, но и загладить вину Родины перед ними, согреть вниманием и добротой, а кто может – молитвой.

Лидия СОКОЛОВА