Вы здесь

Туркестанская епархия

Туркестанская епархия была образована 4 мая 1871 года. До этого приходские церкви и духовенство Туркестанского генерал-губернаторства относились к ведомству Оренбургского и Томского епархиальных управлений. По ходатайству Туркестанского генерал-губернатора К.П. фон Кауфмана, который принимал активное участие в образовании епархии, местопребыванием Туркестанского архиерея стал не Ташкент, столица Туркестанского края, а город Верный (с 1921 г. Алма-Ата), административный центр Семиреченской области. При этом все правящие архиереи до 1938 года носили титул «Ташкентский и Туркестанский».

Ташкентская и Туркестанская епархия в синодальный период

В состав Туркестанского генерал-губернаторства в 1871 году входили Сырдарьинская обл., Семиреченская обл. и Заравшанский округ (затем Самаркандская обл.) – они и составили территорию Туркестанской епархии. С присоединением к Туркестанскому краю новых областей (Амударьинский окр. – в 1874 г., Ферганская обл. – в 1876 г., Закаспийская обл. – в 1900 г.) территория епархии расширялась. Туркестанские архиереи окормляли также православных Бухарского и Хивинского ханств. В настоящий момент приходы Туркестанской епархии оказались на территории пяти независимых государств: Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркеменистана.

Кафедральным собором Туркестанской епархии первоначально была церковь в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Софийская станичная церковь), построенная в 1858 году в г. Верном. В 1875 году был сооружен новый кафедральный собор, который через два года был разрушен сильнейшим землетрясением. В 1907 году в Верном был построен Вознесенский  собор, который оставался кафедральным для Туркестанской епархии вплоть до 1916 года.

16 декабря 1916 года был Высочайше утверждён доклад Святейшего Синода о переводе кафедры Туркестанского архиерея из Верного в Ташкент. 23 декабря того же года была учреждена кафедра викарного епископа с наименованием его Семиреченским и Верненским.

Кафедральным собором Туркестанской епархии в 1916 году стал Спасо-Преображенский собор в г. Ташкенте. Вознесенский собор г. Верного оставался кафедральным для Семиреченского викариатства вплоть до закрытия храма в 1923 году.

Архиереи Ташкентские и Туркестанские синодального периода

епископ Софония (Сокольский) – 12.11. 1871 – 26.11. 1877;

епископ Александр (Кульчицкий) – 12.03.1878 – 06.08.1883;

епископ Неофит (Неводчиков) – 06.08.1883 – 21.11.1892;

епископ Григорий (Полетаев) – 22.11.1892 – 18.02.1895;

епископ Никон (Богоявленский) – 18.02.1895 – 19.06.1897;

епископ Анастасий (Опоцкий) – 28.06.1897  09.11.1897 (в Туркестан из-за болезни не выехал);

епископ Аркадий (Карпинский) – 09.11.1897 – 18.12.1902;

епископ Паисий (Виноградов) – 18.12.1902  21.11.1906:

епископ Димиртий (Абашидзе) – 12.01.1906 – 25.06.1912;

епископ Иннокентий (Пустынский) – 25.06.1912 – 1923.03.

Ташкентская и Туркестанская епархия в советский период (с конца 1920-х именовалась также Ташкентско-Туркестанская митрополия)

Кафедра правящего архиерея Туркестанской епархии с момента перевода ее из Верного (1916 год) оставалась в Ташкенте. Епархия продолжала именоваться Туркестанской до 1938 года несмотря на то, что топоним «Туркестанский» в отношении региона после национального размежевания 1924–1925 гг. не употреблялся, а каноническая территория оказалась поделенной между пятью союзными республиками (Казахской, Киргизской, Узбекской, Таджикской и Туркменской).

Как и вся Русская Православная Церковь, в годы советской власти епархия существовала в условиях постоянных репрессий и жесткого контроля со стороны государственных органов (НКВД и ГПУ). Аресты духовенства, которые начались в 1918 году и оперативные действия ГПУ, направленные на раскол Русской Церкви, привели к тому, что в октябре 1922 года правящий архиерей архиепископ Иннокетний (Пустынский) провозгласил автокефалию Туркестанской епархии. Весной 1923 года он покинул Ташкент, после чего епархиальное управление перешло в руки обновленцев, сумевших привлечь на свою сторону подавляющее большинство приходского духовенства. Священники и миряне, оставшиеся верными патриарху Тихону, 27 апреля 1923 года образовали в Ташкенте «Союз приходов Туркестанской епархии», избрав своим руководителем ссыльного Уфимского епископа Андрея (Ухтомского). Епископ Андрей содействовал архиерейской хиротонии Луки (Войно-Ясенецкого), восстановив таким образом православную («тихоновскую», «староцерковную») туркестанскую иерархию.

В течение последующих восьми лет количество староцерковных приходов увеличивалось, достигнув сорока. В 1930-е годы в связи с усилением репрессий количество приходов стало сокращаться, в 1937–1938 годах все духовенство подверглось репрессиям, и Туркестанская епархия была ликвидирована.

Архиереи Ташкентской и Туркестанской епархии советского периода (Патриаршая Церковь)

епископ Иннокентий (Пустынский) — 1912, 26 июня – 1923, февраль

епископ Ташкентский и Туркестанский Лука (Войно-Ясенецкий) — 1923, 3 июня –10 июня (арестован, выслан);

епископ Верненский и Семиреченский Сергий (Лавров), викарий Туркестанской епархии с поручением временно управлять Туркестанской епархией — 1925, январь–декабрь (перешел в обновленчество, арестован, выслан);

епископ Ташкентский и Туркестанский Лука (Войно-Ясенецкий) (2-й раз) — 1926, январь – 1927, лето (с 1927, сентябрь -- на покое; 1930, 6 мая --- арестован, выслан);

архиепископ Оренбургский Дионисий (Прозоровский) — 1926, ноябрь –1927, весна — временно управляющий Туркестанской епархией (находился  в Ташкенте, в управление епархией не вступил);

митрополит Ташкентский и Туркестанский Никандр (Феноменов) — 1927, 17 сентября –1933, 3 марта;

архиепископ Афанасий (Малинин) — 1933, 23 марта - 24 августа;

митрополит Ташкентский и Туркестанский Арсений (Стадницкий) — 1933, август –1936, 10 февраля;

архиепископ Ташкентский и Туркестанский Борис (Шипулин) — 1936, февраль –1937 (арестован, расстрелян).

Викарные кафедры Туркестанской епархии в советский период

Семиреченское и Верненское (именовалось также «Семиреченское» и «Алма-Атинское и Семиреченское») викариатство — 1916, 9 декабря –1927, конец года. Кафедральный город – Верный (Алма-Ата с 6 февраля 1921 г.)

Образованные в 1920-х годах Асхабадское и Самаркандское викариатства возглавления не получили, не действовали.

Викарии Семиреченские

с титулом «Семиреченский и Верненский»:

епископ Сергий (Лавров) — 21 января 1917 (на кафедру не вступил, перешел в обновленчество);

сщмч. Пимен (Белоликов) — 1917, 9 июля  –1918, 16 сентября (расстрелян);

епископ Софроний (Арефьев) — 23 июня 1919 (на кафедру не вступил);

епископ Леонид (Скобеев) — 1921, май –1922 (на кафедру не вступил, перешел в обновленчество);

епископ Сергий (Лавров) (2-й раз) — 1923–1926 (находился в Ташкенте, перешел в обновленчество);

с титулом «Алма-Атинский и Семиреченский» -

епископ Лев (Черепанов) – с 1927, 1 сентября –1928 (затем епископ Алма-Атинский самостоятельной Алма-Атинской и Туркестанской епрахии);

с титулом «Пишпекский и Семиреченский» -

епископ Мелхиседек (Аверченко) – 1926–1928, (затем, до  октября 1929 г. епископ Пишпекский, викарий Алма-Атинской и Туркестанской епархии).

Пишпекское викариатство входило сначала в структуру Ташкентской и Туркестанской епархии, с 1927 г. – в Алма-Атинской епархии. Кафедральный город – Пишпек (с 1926 г. Фрунзе, с 1991 г. Бишкек)

Алма-Атинская и Туркестанская епархия

Осенью 1927 года или в 1928 г. Семиреченское викариатство Туркестанской епархии было преобразовано в самостоятельную Алма-Атинско-Туркестанскую епархию.

Архиереи Алма-Атинские и Туркестанские

епископ Лев (Черепанов) — 1928–1929, август (арестован);

епископ Августин (Беляев) — 1929, октябрь (в управление не вступал из-за противодействия властей);

епископ Герман (Вейнберг) — 1930, апрель –1932, декабрь (арестован);

епископ Александр (Толстопятов) — 1933, август –1936, март (арестован);

епископ Тихон (Шарапов) — 1936, июль (управлял с января 1937) –1937, август (арестован, расстрелян).

После 1938 г. Ташкентско-Туркестанская и Алма-Атинско-Туркестанская кафедры не замещались.

В 1944 г. была образована Ташкентская и Среднеазиатская епархия, которая на короткое время вновь объединила приходы советских республик Средней Азии и Казахстана.

Параллельная обновленческая Ташкентская епархия существовала с 1923 по 1944 год.

2021. Екатерина Озмитель, д.и.н., вед. научный сотрудник ПСТГУ, церковный историк Бишкекской епархии